|
Сергей Югонин: По чердакам и подвалам.
"Но в сердце разбитом есть тайная келья,
Где черные мысли живут."
(М.Лермонтов)
Чердаки и подвалы названия сборника, тайное обиталище черных мыслей. На этот раз Алексей Овечкин требует от своего читателя еще больше, чем раньше: при внешней простоте и броской стилизации тексты сборника исключительно сложны, и настоящий их смысл находится в весьма непростых отношениях со смыслом очевидным.
Рано или поздно любой человек (и, стало быть, любой читатель) вступает во взаимодействие со смертью, своей или чужой. Но и до того мало кому удается не думать о ней, а уж основные, базовые представления на этот счет любой вменяемый человек начинает накапливать с детства. Эти представления влияют и на восприятие жизни и всего происходящего в ней. Стихов о смерти и жизни написано... больше, чем мыслей подумано. Письменная литература здесь исчерпала себя лет сто назад. Уже "серебряновековцам", за единичными исключениями, сказать что-то новое по теме не удалось, а то новое, что сказали их "советско-пролетарские" преемники (включая оборотней и подменышей) – тема отдельная и невеселая. Упомянем кратко, что к жизни это новое имело мало отношения и поэтому исторически мгновенно себя исчерпало, оставив литературу в прежней, патовой ситуации: базовая задача против крайнего дефицита средств.
Автор делает весьма интересный ход, обращаясь за средствами к литературе устной – к фольклору в его позднем, "городском" изводе. Такой фольклор наследует не только своему подлинному – традиционному – предку, но и, в немалой степени, все той же профессиональной, салонно-светской литературе, спустившейся вниз по социально-культурной лестнице. Наследства смешиваются, знаки переозначаются. С одной стороны приходят архетипы, традиционные представления о целостном, замкнутом мироустройстве, с другой – условности классического рода, вроде пафоса и трагизма. Со своей – третьей – стороны вступают в действие улица и фабричный квартал, внося и свой прагматический вклад: пафос обращается в фарс, трагизм – в сентиментальность, салонная легкая грусть – в надрывную безвыходность, архетип – в сказку, смешную или страшную выдумку. Любой стилистический ход подобного текста имеет свою почти детективную историю, одновременно помня свои корни на уровне слов и словно бы забывая о них на уровне сказанного; текст говорит больше, чем его авторы и аудитория способны услышать. Именно такой "склероз формы" Алексей и кладет в основу своего метода, получая возможность говорить о том, о чем в современной культуре говорить не то что даже не принято, а попросту невозможно.
Если я сейчас скажу вам, читатель, что жизнь ужасней смерти, а затерявшееся меж них сознание бесконечно одиноко – вы поймете меня? Нет, я и сам за пустыми звуками не вижу никакого смысла, он давным-давно расточился и иссяк в бесчисленных – в том числе литературных – умопостроениях. Алексей говорит и это, и много больше. Проблема в том, сможет ли читатель понять, услышать уникальный авторский голос за вроде бы типичной мещанской страшилкой, жанровой уличной песней, городским романсом.
И, главное, захочет ли понимать и слышать. Потому что как ни крути, а все-таки страшно, господа.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|
По чердакам и подвалам
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Алексей Овечкин: По чердакам и подвалам. Цикл стихотворений. Стихи о том, о чем не принято говорить и до поры до времени не хочется думать. А потом опять не хочется. 17.02.09 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
| |