О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки





Статьи **



Сергей Зубарев: Редактор, воспитай ученика!.

Информационный повод для данной критической статьи Сергея Зубарева - свежайшая лента полемики здесь:
http://lito.ru/first_step.php?op=board&id=844.
В общем-то, полюса мнений, меж которыми колышется море голосов, наполняющих сию ленту камментов, определились на ТЗ давно. Просто антагонизм между желанием и нежеланием редакторов вести терпеливую и вдумчивую разъяснительную работу с начинающими авторами является и общим местом, и открытой проблемой. И периодически вот такие столкновения интеллектов начинают, по законам созджания смерча, вращаться вокруг какой-нибудь "скалы", хоть, может, ту скалу с вертолета в бинокль не увидишь - лысый пригорок с чахлой сухиной на маковке...
(В скобках: таково свойство всех нерешенных вопросов - вылезать, где не ждали, когда не надо).
А означает и сама полемика, и отклик на нее Сергея Зубарева - конструктивный уже потому, что содержит предложение, а не нагую констатацию факта - по моему скромному мнению, лишь одно: нерешенные вопросы следует решать. И если невозможно, слава тебе, Господи, нивелировать сознание всех членов социума, чем и ценно гуманистическое общество... хотя мы не в нем, а в России... но все же приятно... пардон, отвлекаюсь... то в рамках отдельно взятого сообщества вполне можно выработать принципы, на коих должна строиться работа оного конгломерата личностей. Если есть определенный устав, призвать к его уважению проще, чем находить всякий спорный раз консенсус в поведении.
Потому, собственно, я так и настаивала на том, чтобы мы выработали объективные "пределы" текста, признаваемого графоманским здесь и сейчас - на ТЗ и сегодня...
В споре рождается истина? Гораздо чаще в споре рождаются стрессы. Пышноцветная полемика по вышеприведенной ссылке опять завершилась блестящей невозможностью найти компромисс. На мой взгляд, потому, что одна сторона, условно именующая себя Менахем Мендл, действует от лица и по подобию среднестатистического образованного человека (в хорошем смысле понятия!), среднестатистического же потребителя искусства, тяготеющего к интеллектуальному культурному продукту; с таких позиций она рассуждает и высказывается. А вторая сторона строит свою линию на тех флуктуациях творческого характера, которые я давно собираюсь осветить в эпохальном труде в соавторстве с Сергеем Зубаревым. И две эти позиции - все равно что "два мира, два детства". Или как Запад и Восток, коим не встретиться никогда.
Тем временем, не дожидаясь появления на свет хотя бы зародыша эпохального труда, Сергей Зубарев предлагает обе стороны устраивающий выход, сводящийся к тому, что каждый волен делать что должен - и будь что будет!
Что СЧИТАЕТ ДОЛЖНЫМ, точнее.
Конечно, я бы хотела, чтобы коллеги-редакторы, а особенно руководство портала, восприняли эту статью Сергея Зубарева не как гимнастику ума, а как возможный вектор развития ТЗ, и в таком контексте ее бы и обдумывали, и обсуждали. Но... партия предполагает, а Бог располагает...

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Елена Сафронова

Сергей Зубарев

Редактор, воспитай ученика!

РЕДАКТОР, ВОСПИТАЙ УЧЕНИКА!

   Из диалога Михаила Майгеля и Менахема Мендла  в теме «Владислав Кабак «Люди» ("первый шаг") уяснил простой, лежавший на поверхности, но ускользавший ранее от моего внимания факт:  идущие на ТЗ авторы, по крайней мере, значительное их число, обильно снабжает сайт и редакторов его своими проективными ожиданиями. Проективными, в данном случае, означает: созданными из их детских бессознательных проекций, направленных на сайт, как на коллективную родительскую фигуру. Ведь за поисками «душевного тепла», с одной стороны и претензией на то, чтобы им объясняли, разжёвывали их ошибки, стоит извечная детская потребность в одобрении и опёке.
   Напомню, что с психоаналитической точки зрения корни творчества уходят в ту самую, ненавидимую Валерием Тарасовым анальную фазу развития, когда ребёнок научился управлять анальным сфинктером, и получает кайф оттого, что может САМ регулировать процессы выделения, что может сам ПОРОЖДАТЬ из себя некую субстанцию. То есть, прообразом всех последующих продуктов творения, от вылепленной из пластилина докторской колбаски, до величайших скульптур, полотен, симфоний и поэм, будет первая, самостоятельно выдавленная какашка. (Да, блин, действительно, как тут не задохнуться от ярости?!)
   Напомню и тот, известный каждому родителю факт, что изначально дети не испытывают отвращения, брезгливости к своим экскрементам. Наоборот, для них это великая ценность, которую они с гордостью несут родителям в дар. И изумляются тому, что родители совсем не рады.
(Почему мама с папой огорчаются, видя так хорошо украшенную кроватку, так удачно разрисованную стенку? Неужели со мной что-то не так? Неужели мои проявления способны вызвать только гнев? Наверное, я – полное говно…)  
Это шуточный комментарий. Но перед родителями встаёт совсем не шуточная проблема: как привить ребёнку устойчивые туалетные навыки (К комплексу умений пользования горшком, унитазом, биде, бумагой, мылом, присоединяется выработка негативных отношений, как к экскрементам, так и к самой теме, - осознаётся недопустимость её публичного обсуждения), но, в то же время, не подавить творческого начала. На горшке талант особенно уязвим.
Увы, некоторые родители эту проблему вообще никак не решают (так растут засранцы), а большинство родителей решает только первую часть за счёт второй. Так растут аккуратные бездарности. И только меньшинству удаётся соблюсти гармонию. Впрочем, повредить талант можно на любой стадии, вплоть до самой смерти. И часто у тех, кто сохранил тягу к творчеству остаётся острая потребность в одобрении и направляющем родительском слове. Поэтому начинающих авторов ТЗ можно понять. Они бессознательно ожидают, что родители сейчас подставят стульчик, добьются тишины, и можно будет безбоязненно овладевать вниманием взрослых гостей своими двумя притопами. А тут злые дядьки и тётьки говорят: – Этого мало! Нужны ещё три прихлопа! Ты интересуешься искренне – Это как? А тебе: - Пшёл отседа, граф О ман!
   Но, увы, форматом сайта ТЗ не предусмотрены ни терапевтические, ни учебные функции. Мы, редакторы, это знаем, но авторы не могут этого знать, точнее, могут не знать, особенно в состоянии отчаянного  поиска понимающих родителей.
   Заметим, что сайты КК (Удаффком, Обоср, Гондурас, и прочие «персонажи» известной статьи Елены Сафроновой) не могут удовлетворить таких ищущих авторов, именно потому, что они – сайты -  сиблинговые по природе, а не родительские. (Сиблинг – братские и сестринские взаимоотношения) Сиблинг замешан на острой конкуренции, в лучшем и редком случае - на братской поддержке. Там можно занять уютную нишу, раствориться среди «равных», но там нет организующего тренда «Супер-Эго» - нет жёстких правил, «задранной планки», содержательной критики и, позвольте заметить, нет элемента родительского унижения, так необходимого беспокойным душам.
    Взаимное унижение там в избытке, но это – сиблинг. Он стимулирует или подавляет, но принести успокоение может только добрая родительская порка. А мы, злые бездушные редактора, отказываем даже в ней!
    Мне близка позиция Михаила Майгеля. Но возьмусь уточнить одно обстоятельство. Всё-таки, не большие учреждения с их штатом определяют успешность формирования творческой личности, но «алхимия» взаимоотношений между Учителем и Учеником. Само учреждение здесь – лишь «обстоятельство места». Ведь в том же Литинституте вероятность найти СВОЕГО Учителя чуть-чуть больше, чем в кислодрищенском Доме культуры.
Итого: раз потребность в индивидуальных занятиях существует, предложить начинающим авторам выбирать из редакторов и экспертов ТЗ себе консультантов, учителей, тренеров – как хотите – назовите. Для  индивидуальных занятий. Но на платной основе. Технически этот вопрос вполне решаем – и по процедуре обучения – кураторства, и по форме оплаты. Помимо пользы для неофитов это придаст стимул и редакторам – стать персонально востребованным. По крайней мере, это – взрослые, а не инфантильные отношения. Тогда и запросы авторов станут более конкретными, и ответы редакторов более содержательными.
   И пусть наши авторы возмужают, заматереют и скажут потом (Спасибо? Нет, конечно!)
- Вы, родители, козлы! Ну что вы понимаете в минете?

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Сергей Зубарев
: Редактор, воспитай ученика!. Критические статьи.
Колеги по сиблингу! Эта публикация - про всех нас. Не проходите мимо!
01.02.09
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/zubr>Сергей Зубарев</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/68799>Редактор, воспитай ученика!</a>. Критические статьи.<br> <font color=gray>Колеги по сиблингу! Эта публикация - про всех нас. Не проходите мимо!<br><small>01.02.09</small></font></td></tr></table>



hp"); ?>