h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Маргарита Ротко: мои чужие девочки (Цикл стихотворений).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Маргарита Ротко: мои чужие девочки.

           
                   "Невыносимо прожить, не думая,
                    невыносимее — углубиться."
                                     (А.Вознесенский)

     Маргарита Ротко – из тех, кто думает, а потом берет краски и пишет серию женских портретов, от Несмеяны до Пандоры, с каждым взмахом кисти все более углубляясь в жизнь своего персонажа. И тут начинаются неожиданности. Сгущенный, ископаемо-хипповый индивидуализм автора, помноженный на свободу нынешних поэтических средств, вроде бы должен породить галерею личностей, запоминающихся читателю на годы. Но на выходе у нас галерея социально-гендерных типажей, отчасти друг друга перекрывающих: Галатея из "Монолога" – та же подросшая "девочка" из "Коктейля", Луиза – постаревшая Эльза и так далее. Первая тому причина, на мой взгляд, – проявившее себя в полной мере коварство формы. Дольник, эмансипированный почти до слабо рифмованного верлибра, требует повышенной строгости содержания, каковой не наблюдаем: то и дело соблазнительное слово, яркая метафора, блестящая рифма вторгаются в текст, не пройдя сурового авторского отбора. От этого текст приобретает черты то ли дешевого психологического экспрессионизма, то ли рок-поэзии; огорчает каждое поверхностно-броское описание ситуации, о которой умнице-автору нашлось бы что сказать и емче, и глубже, если бы не понесло и не искусило очередным "овал изменен лица". Этакий гибрид Вознесенского с Земфирой, обе половины не лучшие и, самое печальное, не новые. К тому же, в отсутствие налагаемых формой ограничений любой психологически-бытовой текст можно длить до дурной бесконечности, привкус которой в сборнике и так слишком ощутим.
     Вторая причина несбывшихся ожиданий куда более спорна: едва ли не половина портретируемых и слов-то таких не знает, какими автор их рисует. И вот перед нами третья фигура: художник, он же рассказчик, – лирический герой-двойник автора. Тень двойника падает на каждый из портретов, каждой героине дает что-то свое и у каждой что-то ее собственное отнимает. Вместо портретов получаем переодевания: а если так? а если этак? "Мои чужие" - да, но одни платья герою впору, другие нет. Интеллектуалка Эльза, – полагаю, по причине своей неподдельной близости автору, – выходит убедительной, и ее бред страшен, зато "бабочка"-Евгения, к которой рассказчик как бы снисходит с вершин своего духа, в обычной физической реальности таких умненьких и бедненьких на завтрак ест, – и тут картинка становится неубедительной. Кажется, то же чувствует сам автор, поскольку многоточия начинают поедать текст как раз в тех местах, где авторский голос более всего сближен с голосом героя, словно бы портя наиболее удачные моменты во имя общего равновесия в сборнике.
     В целом же этот "коктейль Молотова – Риббентропа" интересен и своими удачами, о которых я почти не говорил (поскольку не ожидаю от данного автора меньшего) и своими слабостями. Женский стереотип вымирающего доиндустриального "male only" социума современной женщине не подходит, – личность, индивидуальность, IQ ему противопоказаны, слотов для них в нем не предусмотрено. Но и избавиться от этого стереотипа полностью, создав новую, независимую и устойчивую структуру (общества, текста, мира, чего угодно) пока еще не получается. И в этом смысле "Девочки" замечательно показательны, художественно точны в еще одном измерении, о котором автор, я полагаю, в процессе создания произведения даже и не думал.
     Но уж если углубляться, то на полную катушку. Не так ли?
         

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Михаил Майгель

Маргарита Ротко

мои чужие девочки

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Маргарита Ротко
: мои чужие девочки. Цикл стихотворений.
Женские поэтические портреты, созданные женщиной, особенно выразительны тогда, когда их соавтор – время.
21.02.09

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275