|
Лев Марченко: посмотрим.
Поэт и философ, основатель группы «Московское время» Александр Сопровский в одной из своих статей («Конец прекрасной эпохи», 1980) выделяет два вида иронии – «сильную» и «слабую». Сильная ирония – это ирония русской культуры XVIII-XIX вв., ирония русских классиков, вызванная к жизни «взлетом молодой послепетровской России над ареной европейской истории». Ирония слабая – характернейшая черта современной литературы, от неё «за версту веет растерянностью, неуверенностью в себе, слабостью», её истоки – «не игривое сознание силы, но горькое разочарование, крах былых надежд». Среди авторов, так или иначе затронутых ироническим поветрием, Сопровский называет Бродского, Веничку Ерофеева, Лимонова. Каждый из них – «слабый» ироник, пытающийся с помощью лёгкой усмешки преодолеть дисгармонию внутри и вовне.
Сопровский писал свою статью во времена расцвета русского постмодернизма и, конечно, с тех пор в русской литературе кое-что изменилось. Однако на положении иронии как одного из основополагающих художественных приёмов (и шире – как важного принципа мироощущения многих писателей) эти изменения не сказались. Вот и в большинстве представленных ниже стихах Льва Марченко именно ирония определяет авторский почерк. Причём ироничен поэт не столько по отношению к миру вокруг, сколько по отношению к самому себе, к своей социальной группе (я имею ввиду людей пишущих, выражаясь немного «старорежимным» языком – творческую интеллигенцию). Во всяком случае, такие вещи как «быдло sapiens» и «сочинители» - это беззлобный, но всё-таки достаточно едкий стёб, направленный против чванства, гордыни и ханжества элит. В этом же ряду стоит и текст «один мой знакомый», посвящённый легкомысленному и в прямом смысле оторванному от земли интеллектуалу.
Есть в подборке и вещи вполне серьёзные, претендующие на роль философских. Например, «шипящая диалектика». Увы, чересчур навязчивые аллитерации начисто отбавляют желание поразмышлять над идеей этого стихотворения. Всё-таки одно дело «Чуждый чарам чёрный челн», где важны в первую музыка и образы и совсем другое – стихотворения, в которых главное – смыслы. Последние в этом случае теряются за бесконечными «ч», словно торная дорога за кустами терновника.
Вообще, стихам Марченко присуща излишняя прямолинейность, механистичность, смысловая и формальная угловатость. Однако это отчасти искупается единством его поэтического строя, уже вполне сложившегося и во многом самостоятельного.
Что касается того, какая перед нами ирония – «слабая» или «сильная» - то здесь всё достаточно очевидно. Во всяком случае, никакого «игривого сознания силы» мы в стихах Марченко не найдём точно. В то же время умение едко посмеяться над собой и своими братьями по перу требует если не силы, то, во всяком случае, чёткой мировоззренческой и жизненной позиции, способности трезво смотреть на вещи. А это – большая ценность сегодня.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Артем Филатоф
|
посмотрим
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Лев Марченко: посмотрим. Цикл стихотворений. Ирония – вот что определяет авторский почерк, авторскую интонацию этих стихов. 28.02.09 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
| |