О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки





Статьи **



Ната Потемкина: Поцелуй меня в могилу.

"Что представляет собой содержание рассказа или его материал, взятый сам по себе — так, как он есть? Что говорит нам та система действий и событий, которая выделяется из этого рассказа как его очевидная фабула? Едва ли можно определить яснее и проще характер всего этого, как словами «житейская муть»". О каком это рассказе, вы думаете? Ничуть не о "Поцелуй меня в могилу" Наты Потёмкиной - это сказано о "Лёгком дыхании" Ивана Бунина, и сказано великим исследователем психологии искусства Львом Выготским.

Читая рассказ Потёмкиной, я неоднократно ловил себя на мысли, что персонаж, о котором ведёт речь рассказчица, даже по моим толерантным меркам был при жизни тип пренеприятнейший. Он способен был нарушить любую договорённость, мог попросить о чём-то, получить и тут же проигнорировать, и был он, в конце концов, попросту невежлив. Как автору удаётся скомпоновать материал так, что вовсе не на эти черты персонажа обращает внимание читатель?

Прежде всего отмечу, что в тексте очень много внутреннего монолога рассказчицы. Им же начинается повествование - причём подан он не как монолог рассказчицы, а как эпиграф. Т.е. практически обезличен, а значит, очищен от возможного "ИМХО". "Почему плохие люди живут дольше хороших?" - выносить такую фразу в эпиграф к рассказу о жизни покойного и его ранней смерти значит делать допущение, что покойный был безо всяких скидок хорошим человеком.

Внутренний монолог регулярно разбивает описание событий. Это и комментарии рассказчицы к теме реплик того или иного персонажа, а то и к фактам его биографии, и её воспоминания, и описания текущих состояний. Часто, очень часто эти внутренние реплики вступают в противоречие с только что описанным материалом, снижая его пафос, уничтожая его смысл. Вообще постановка той или иной информации в определённые рамки - мощнейший приём, работающий не только в литературе, но и в психотерапии, и в рекламе, и в политической пропаганде. Ната Потёмкина пользуется этим приёмом разнообразно и, как мне кажется, весьма уместно - уместно именно в художественном тексте.

Умело пользуется автор и организацией сюжетного времени. Начинается рассказ моментом поминок на кладбище, далее следует описание пути к кладбищу, затем несколько эпизодов из жизни покойного (части 3, 4 и 5), и завершается всё описанием дороги с кладбища. Временную последовательность событий, описанных в частях 3, 4 и 5 рассказа, мне установить не удалось. А нужно ли? Человеком покойный был, очевидно, непоследовательным ("попросить о чём-то, получить и тут же проигнорировать" - см. выше). Именно такое впечатление и оставляет по себе временная неопределённость в этих частях рассказа. Значит, именно так нужно было писать.

Разбор (пусть даже и столь поверхностный, как мой) структуры художественного произведения - дело для рецензента благое, но, как верно замечает рассказчица, "наблюдаемый чайник никогда не закипит". До тех пор, пока я препарирую структуру текста, она не производит на меня впечатления. А вот при чтении - несомненно, производит. Впечатление остаётся лёгкое и светлое. Это вовсе не "о мёртвых ничего, кроме хорошего"; тут ничего, собственно, "хорошего" (по содержанию) о покойном не сказано. Но сказано (по форме) - хорошо.

А ведь и в самом деле: глупо оценивать поцелуй по содержанию. Он весь - впечатление.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Сергей Алхутов

Ната Потемкина

Поцелуй меня в могилу

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Ната Потемкина
: Поцелуй меня в могилу. Рассказ.
Рассказ, оставляющий хорошее впечатление благодаря своей структуре. Такое письмо можно считать продолжением бунинских традиций.
19.03.09
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/natapotemkina>Ната Потемкина</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/69235>Поцелуй меня в могилу</a>. Рассказ.<br> <font color=gray>Рассказ, оставляющий хорошее впечатление благодаря своей структуре. Такое письмо можно считать продолжением бунинских традиций.<br><small>19.03.09</small></font></td></tr></table>



hp"); ?>