О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки





Статьи **



Елена Сафронова: Когда пришли за мной….

Я мог бы посвятить первые два-три абзаца моей рецензии комплиментам Елене Сафроновой, ее бережному отношению к читателям, ясному стилю, способности избежать соблазна «загрузить» излишними красотами эпитетов. Я мог бы взять на себя смелость утверждать, что Елена просто не способна, в укор многим другим авторам, рассуждающим на общественно значимые темы, мыслить пошлыми призывами, вроде «Ну, почему мы (кто такие мы?) всё это терпим!»… И многое другое я мог бы сказать.
Но я не стану этого делать, Елена автор самодостаточный, опытный полемист, ей мои комплименты по барабану.
Вместо этого я предлагаю несколько вопросов, ответы на которые я предполагаю получить и от автора эссе, и от читателей.

Правильно я понял, что современная Российская Федерация это империя, и как всякая империя в исторической перспективе обречена на разрушение?

Правильно я понял, что спасение целостности российского государства возможно лишь при условии отказа от идеи русской исключительности (например, исключительных русских духовности, душевности, сердечности, благородстве и отзывчивости)?

Следует ли ужесточить меры юридической ответственности за распространение идей национального и расового превосходства (например, за использование лозунга «Россия для русских»)?

Что делать, если поздним вечером в пустом рязанском переулке ты встретился со скинхедом (2-3-10 скинхедами), и при этом у тебя красные глаза, узконосые ботинки и лицом ты совсем не ариец?

Я с удовольствием продолжил бы этот разговор и задал еще массу вопросов.

Приятного прочтения.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Георгий Бартош

Елена Сафронова

Когда пришли за мной…

Слова Мартина Нимёллера, протестантского теолога, пастора, одного из самых известных в Германии противников нацизма, президента Всемирного совета церквей всегда будут актуальны. И в этом – величайшая трагедия человечества.
За прошедшие два года в разных городах России произошло несколько крупных столкновений на межнациональной почве (счет их жертв пошел уже на сотни), и более, как ни страшно это звучит, привычным стало убийство представителя другой расы – либо явное изуверство над ним, имеющее целью «нанесение тяжких телесных повреждений».
Столицы российского национализма – естественно, Москва и Питер, крупнейшие очаги – Екатеринбург, Нижний Новгород, Воронеж; недавно в этот список попала Пенза. Но какой город может похвастаться тем, что остается и останется в стороне от этого ужаса?..
В Рязани, где я проживаю (и не могу себя с этим поздравить, ибо город сей можно с полным правом называть столицей стагнации и рутины – однако рутинность бытия делает его «мирным» и «сонным»), не наблюдается (пока?) оголтелого расизма. Однако ряд вспышек такого рода уже имел место – с начала Миллениума. Например, заурядными стали драки рязанской молодежи с темнокожими студентами мединститута. На слуху еще осеннее убийство 13-летнего мальчика-панка в самом центре города… Убийцы, по данным милиции, были немногим старше убитого… В тех или иных межэтнических столкновениях расстались с жизнью или получили серьезные травмы в нашей «тихой» области несколько десятков человек. Прямая физическая опасность от различных организаций национал-патриотического толка на всей территории Европейской части России исходит в адрес выходцев с Кавказа, из Средней Азии – и молодых людей, принадлежащих к неформальным объединениям, типа «готов» или «панков».
Мне упорно кажется, что национализм не выражается в цифрах. Да, цифровые данные в ином контексте – число «адептов» того или иного ответвления, прирост новых членов, количество массовых пропагандистских или провокативных акций и, конечно же, количество их жертв – подкрепляют грубой практикой теоретические рассуждения. И все же подлинная суть полемики – в ментальности тех, кто исповедует национализм, и тех, кто его не приемлет.
В феврале 2009 года в Рязань приезжал преподаватель-конфликтолог Красноярского Аграрного университета, историк, писатель, публицист, офицер Российской Армии, прошедший обе чеченские кампании Дмитрий Краснопеев. Мой хороший друг со встречи на 1-м Всероссийском литературном семинаре «Очарованные словом» в сентябре 2005 года. В 2005 году Дмитрий подарил мне свою первую книгу: «Гражданская война в России: 1993 - ?» (Красноярск, 2004). Она была посвящена истории чеченских кампаний. С тех пор интерес Дмитрия к теме «чеченского кризиса» со всеми сопутствующими факторами – всплескам национализма и ксенофобии, проблемам толерантности и политкорректности, государственной политике в отношении «национальных меньшинств» - только вырос. Публицистических книг Дмитрий издал уже четыре. Но для популяризации его воззрений гораздо результативнее оказался выигранный грант на проведение лекций о национализме – «Межнациональные отношения в современной России». В рамках обязательств, «наложенных» грантом, Дмитрий Краснопеев ездит по России с лекционными турне. Скажем, в Рязань он прибыл через Москву, где, между прочим, читал лекцию в Российском Государственном Гуманитарном Университете (бывший Историко-Архивный институт, на мой взгляд, одна из двух российских цитаделей исторической науки). Это, полагаю, иллюстрирует интересность и ценность лекций Краснопеева и профессиональный уровень их подготовки. Более того, в РГГУ Дмитрий Краснопеев собирается защищать диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. А весной 2009 года собирается с этими же лекциями в Северо-Кавказский регион.
В Рязани исследователь «чеченского вопроса» выступил перед учащимися нескольких школ и колледжей - и перед взрослыми людьми, педагогами, студентами, журналистами, представителями политических партий и движений «За права человека», «Союз славян», «Справедливость» и других. Я бы сказала – перед собравшимися неравнодушными людьми. Это произошло на базе Рязанской Школы прав человека, имеющей свою дискуссионную площадку. Кстати, первую дискуссионную площадку в нашем городе очень постарались закрыть этой же зимой, сославшись на «техногенную катастрофу» в помещении, где она работала… Дискуссионная площадка переехала в здание Свободного лицея (очень хотелось бы, чтобы название его оправдывало себя как можно дольше!). Дебютным мероприятием на новом месте была дискуссия на тему: «Межнациональные отношения в России: вызовы нашего времени». Вокруг «стержня» - лекции Дмитрия Краснопеева.
На лекциях Дмитрия Краснопеева огласке предаются развернутые пояснения по истории чеченского конфликта. Ошибаются те, кто думает, что его отправная точка – это 31 декабря 1994 года. Вехи уходят в глубь веков – 1991 (конец СССР), 1957 (возвращение чеченского народа из места депортации – Казахстана), 1944 (депортация чеченцев в Казахстан), 1917, 1859 (пленение имама Шамиля), 1817 (основание крепости Грозный) –«кавказские войны», занявшие все XIX столетие… Историк и конфликтолог делает из своих изысканий вывод, который в чем-то восходит к евангельскому «для Бога несть ни эллина, ни иудея». Нет «плохих» и «хороших» национальностей. Существует объективное понятие ментальности – исторической психологии нации. Носитель иной ментальности не лучше и не хуже тебя – он просто ДРУГОЙ. Ни одна ментальность не может быть названа базовой. Мир прекрасен в своем многообразии. (Мне кажется, что исключение составляет лишь библейская теория избранности Богом для передачи в мир своих законов одному народу, первосвященник которого, Моисей, получил от Господа на горе Синай Скрижали с основами веры. Но в любом случае, мне кажется, невозможно ставить знак равенства между Библией и сионизмом. – Е.С.).
Дмитрий Краснопеев разработал четыре закона национализма:  
1. Молодые люди ищут в национализме романтику, а находят смерть. Такие «романтики» гибнут первыми.
2. За национализм единиц платят все.
3. Национализм для этих единиц – средство прихода к власти и обогащению.
4. На проявления национализма легко спровоцировать.
Я бы добавила пятый закон: «Национализм наиболее успешно распространяется в среде малообразованных и малокультурных людей».
Только необразованного – ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕОБРАЗОВАННОГО; не желающего учиться, накапливать информацию и тренировать ум -  человека легко смутить и одурманить догмой. Образование не дает образованности, образованность не синоним культуры, это аксиома. В сказках всех умников побеждают дураки. Но давайте оставим такие сказки на откуп психологам! По мне, они воспевают парадоксальность мышления и нестандартные подходы к ситуации! А в политике, не в сказках, а в горькой реальности куда легче управлять людьми, готовно передавшими вождям право думать и решать за них. Не потому ли при всех деспотиях репрессии правящего эшелона направлены на уничтожение в первую очередь интеллектуальной прослойки – людей, много знающих и способных думать? Последние ярчайшие примеры – синхронные по времени репрессии в гитлеровской Германии и Советском Союзе. Там и там писателей, ученых, творческих и культурных деятелей отправляли в концлагеря. И от этой участи невозможно было «отмолчаться» или спрятаться. Об этом и написано знаменитое, переведенное почти на все языки мира стихотворение М. Нимёллера (см. эпиграф).
Между прочим, в этом контексте особый смысл приобретают помехи для деятельности дискуссионных клубов, вы не находите?
Мне хотелось бы продолжить размышления, начатые моим коллегой и другом. Как и положено женщине, я мало что понимаю в батальной истории, в военных достижениях, в тактике и стратегии, в поддержании боевой мощи страны, в ходе боевых действий… Но зато нашему полу доступно глубже заглянуть в обыденное окружающее – и в социокультурный пласт; в человеческую душу – и в духовные процессы. И сейчас мне видится вот что: не существует «чистого» национализма, он всегда является одним из политических рычагов. В двухвековом конфликте России с Кавказом (с начала «кавказских войн») столько перемешано факторов и фактов, что об этом нельзя рассуждать ни «с кондачка», ни без серьезного и глубокого знания… Но известен один исторический закон: империи (обширные государства, включившие в свой состав территории других народов и государств) всегда распадаются. Рано или поздно. Империя — это тип государства до появления национального государства. Империи – чаще всего тоталитарные или авторитарные государства. Многие империи, с целью сохранения своей территориальной целостности и единства, стремятся к нивелировке этнических и религиозных групп внутри государства, что нередко приводит к доминированию лишь одного этноса (титульная нация).  
Вот и «раскачивает» империи изнутри наличие огромного количества втянутых в орбиту имперских амбиций малых этносов… И войны, родившиеся из этой причины – и любого, самого пустяшного повода! – жесточе всех прочих. Потому что они всегда переходят на стадию вендетты со стороны обоих (всех) участников…
Но вся история человечества доказывает: оно не способно существовать без войн! Отнюдь не только политические, но и экономические, и даже лично-психиатрические причины вызывают их. Но за выгоду единиц платит все человечество.
Почему же человечество до сих пор позволяет втягивать себя в военные конфликты?..
О! А ведь настрой на войну звучит буквально отовсюду, на коротких волнах!..
Не верите?
На дискуссии в Рязани учительница с большим стажем спросила у Дмитрия: почему сейчас такой всплеск национализма? Раньше этого не было! С чего бы теперь?!..
Учительское сознание опасно догматизмом и ригоризмом. Повторяя из года в год одно и то же, они свыкаются с этими мыслями, как с Истиной. Если раньше об этом НЕ ГОВОРИЛИ, не значит, что этого НЕ БЫЛО! Державный национализм, насквозь политизированный, лежал в основе крупных политических кампаний, касавшихся целых народов. Только в ХХ веке это – переселение чеченцев, переселение немцев Поволжья, борьба с космополитизмом и готовящаяся депортация евреев в Биробиджан… Все это называлось «превентивными мерами» против возможного формирования «пятых колонн» в тылу Советского государства, возможных сторонников внешних врагов. Может быть, отдельно взятые учителя рязанских школ не знали о переселении чеченцев в Казахстан, а немцев Поволжья в Сибирь. Но учителя школ в Казахстане, Сибири, Чечне (ведь дети переселенных народов тоже получали педагогическое образование!) прекрасно об этом ЗНАЛИ всегда – и осмеливались передавать знание своим ученикам. Недостаток знания о проблеме не подразумевает отсутствие проблемы…
Всплеск национализма на циклопическом постсоветском пространстве не мог не произойти сегодня. И не только экономика, политика и олигархи им «дирижируют».
Всплеск национализма не мог не произойти, потому что сознание представителей «многонациональной общности советский народ» подготовлено к нему, более того, на него запрограммировано. Нынешние скинхеды – люди в массе своей молодые (кроме их идеологов), но получают уроки национализма от родителей и наставников, которые по возрасту сплошь выходцы из советской эпохи.
Можно со мной не соглашаться. Но у меня большие претензии к программе общеобразовательной средней школы. Как к распространителю «базового» национализма – который, впрочем, принимал формы, подпадающие под другие определения.
На уроках литературы в пятом классе все советские школьники, вне зависимости от их национальности, читали это вот знаменитое произведение, содержащее эти вот эпохальные слова:
«Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей».
Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба».
Прекрасное, героическое произведение о борьбе запорожских казаков против шляхетских захватчиков, написанное украинским дворянином… Русским повесть «Тарас Бульба» поднимает боевой и патриотический дух, горячит кровь и веселит сердце. Можно ли назвать эти слова Тараса Бульбы пропагандой великодержавного шовинизма? Об этом лучше спросить у школьников, принадлежащих к любой другой национальности. Сразу после урока, на котором им внушали о «товарищеском превосходстве» русского человека…
Сам же русский народ ответил Николаю Гоголю анекдотами о проявлениях своей ментальности: те-то и те-то нации держатся друг за друга и помогают друг другу в трудную минуту, и только мы радуемся, когда у соседа корова сдохла, а бане соседа поможем загореться…
С Гоголя давно уже взятки гладки. А националистические страсти на Украине кипят, и конца-краю им не видно – как иначе, когда опять же все завязано на политике и экономике?.. А из программ российских школ «Тараса Бульбу» не изъяли…
Нам твердили: «Книга – учебник жизни!». Нам внушали: «Классики не могут ошибаться!».
Еду в маршрутном такси – такое, знаете, желтое, с изначально встроенным «Радио-Шансоном». Внимаю патриотической песне с восхитительным припевом:
«Русский парень от пуль не бежит…
Русский парень в огне не горит,
Русский парень в воде не тонет!».
Автор этих строк, видимо, настолько проникся сознанием того, что «классики не ошибаются», а «Тарас Бульба» - учебник жизни, что, сочиняя свою бравую песню, даже не заметил комической двусмысленности. Как мог стихотворец не соотнести последнюю строку с известной пословицей, поясняющей, что именно не способно тонуть?.. Да, допустил ляп. Но почему же целая команда, благодаря которой песня дошла до радиослушателей, тоже пропустила сей ляп? Потому, что есть негласный социальный заказ на произведения культмассового искусства, прославляющие «русских парней», и патриотическая направленность перевешивает все недочеты содержания и воплощения?..
Давайте вспомним, чему еще наше поколение учили в школе?
«Смотри, три школьника идут!
Их летом ждет Артек.
Один - латыш, другой - якут,
А третий друг - узбек.
Они равны, они дружны,
У них один отряд.
Сражались рядом в дни войны
Отцы троих ребят.
Великий Ленин наш народ
В одну семью сплотил.
И наш народ теперь не тот,
Каким он раньше был!..»
С. Михалков, «Разговор с сыном».
Сам же Сергей Михалков в своей книге «Все начинается с детства» (первое издание – в 1965 году) писал, что, прочитав на пионерском сборе эти стихи, школьник приходит домой и слышит: «Опять этот армяшка за стеной пиликает!». Вероятнее всего (что и подтверждает писатель!), «единая многонациональная общность советский народ» была из числа тех же фикций, что и бесклассовое общество, и строительство коммунизма к 1980 году… Эта фикция распалась на множество наций, малочисленных, но исполненных большого национального самосознания. Кто возьмется утверждать безапелляционно – не ответ ли это идее «единой многонациональной общности» с титульной нацией великороссов, которые самые лучшие товарищи?..
Маятник качнулся в обратную сторону. То, что усиленно внушали в школе, выросшие ученики опровергают любой ценой, выплескивая вместе с водой детей. Уже не в первый раз я поражаюсь: экое за странное НЛП было скрыто в деятельности советской системы образования, что все посеянное на уроках «разумное, доброе, вечное» превращалось сразу же за порогом школы в свою полную противоположность и воплощалось соответственно?..
Последняя модная забава школяров: группа (стая?) товарищей избивает одного, остальные снимают развлечение на видеокамеру мобильника. Этому что – учили в школе? Явно нет. Но на самом выходе из школы («когда уйдем со школьного двора…») это и происходит…
Стоном стонут учителя, особенно со стажем: откуда эта бездуховность, бескультурье, безнравственность в нынешней молодежи (забывают, правда, что о том же в отчаянии родители «трудных подростков» вопрошали Сократа и Аристотеля)? С Запада навеяло?! Через экран телевизора плеснуло?! Может быть, стоит не озираться вокруг в поисках вредоносной инфекции, а заглянуть внутрь своего устоявшегося мирка – школы, творящей воспитание на дидактике, отрицании свободомыслия и гигантской фальши?.. Заглянуть и внутрь себя заодно – что там?..
А вот что: «образ врага», «образ чужого», «образ вредителя», на которого так удобно свалить все беды… Практике «поиска врага» в истории советского государства не так много лет – не более девяноста. Однако она распространена поголовно. Потому что проще переваливать вину с больной головы на… пусть не здоровую, но ЧУЖУЮ. Потому что когда летит ЧУЖАЯ голова, это не больно. В эйфории сноса чужих голов забывают обычно о том, что и за твоей могут придти – например, под лозунгом «Бей своих, чтобы чужие боялись!»…
Записанный на подкорку тех же самых советских школьников «образ врага» - абстрактного, трудноопределимого, всякого ЧУЖОГО – работает в нужном направлении. А кто самый главный чужой? Ну, явно, тот, у кого черты лица не такие, как у меня, и манеры отличаются. В середине ХХ века сложилось правило хорошего тона для гегемонов – пренебрежительное, насмешливое отношение к интеллигенции, распознаваемой по «идиотским» признакам: «А еще в шляпе! А еще очки надел!». Теперь мода сменилась, очки вытеснены контактными линзами, но презрение к «умным и бедным» по-прежнему живее всех живых. Просто интеллигентишек теперь труднее «выцелить» по внешним знакам.
Охотники на ведьм увлеченно разрабатывают целые системы распознавания врагов...
Дмитрий Краснопеев рассказал: в одном из городов, где он читал лекцию, его перехватила еще до начала лекции немолодая особа: «Вы большой молодец! Я так же, как и вы, ненавижу этих чурок. У меня два сына, я их так воспитала, что они днем учат историю России, а ночами ходят бить эту сволочь. Как их отличать от нормальных людей? Я вас научу: у них у всех красные глаза и остроносые ботинки». У Дмитрия были от усталости красные глаза, и, вдруг обратив на это внимание, «экспертша» заерзала, пытаясь увидеть его обувь... К счастью, он обул в тот день ботинки тупоносые...
Тут, стало быть, советское НЛП дало прямой, а не обратный эффект. У меня нет другого объяснения. Врагов хотят найти – и находят. И вблизи от себя, и вдали. Что ж, нашу бдительность зря заостряли на школьных уроках начальной военной подготовки? Зря нас готовили стать солдатами «единственной гражданской» на классных часах, на политинформациях, на «уроках мира»? Зря старались советские детские писатели? Зря Владимир Маяковский описывал надомное изготовление «коня-огня» – чтобы мальчишка почувствовал себя милитаристом: «На спину сплетенному – помогай Буденному»? Зря Аркадий Гайдар всеми своими повестями («Школа», «Судьба барабанщика», «Военная тайна», «Тимур и его команда») буквально зомбировал многие поколения школьников на грядущую схватку? С кем схватка – потом разберемся, главное – ввязаться в бой… Зря стыдил тот же Сергей Михалков паренька-«мимозу»:
«И живёт он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб лежать за пулемётом,
Управлять грузовиком…»?
По-моему, это все сродни первому театральному закону: если ружье висит на стене, оно должно выстрелить. Наши ружья не висели на стене – лежали под рукой, заряженные, тщательно ежедневно смазанные. Нашему бронепоезду на запасном пути подкладывали дрова в топку ежечасно. Наша батальная история культивировалась, как Священное писание. «Воинская слава России» продолжает доминировать над всеми другими страницами прошлого. Достаточно сравнить навскидку число памятников советским воинам – и других (исключая Ленина). Солдат-освободителей, наверное, будет столько же, сколько всех писателей, ученых, артистов, революционеров, промышленников, героев труда и жертв политических репрессий…
До сих пор немыслимо произнести вслух какое-либо сомнение в том, что наша, российская история героична и доблестна – это вызовет бурную негативную реакцию, от культурного шока до физического воздействия…
На рязанской дискуссии привычка гордиться воинским прошлым своего народа (какого народа? «советского», русского, или?..) проявилась в полной мере, стоило Дмитрию Краснопееву заявить: «Я не горжусь историей России. Я ей СОПЕРЕЖИВАЮ».
Эта его реплика вызвала шок и негодование.
Умный не скажет: «Противники Дмитрия неправы». Допустима формулировка: «С этой точкой зрения трудно согласиться, так как основной принцип прикладного применения непредвзятой исторической науки - знать и понимать историю своей страны, делать из ее ошибок и успехов резонные выводы и стараться в меру хотя бы своих собственных сил помогать ей не повторять этих ошибок». Понимая историю, видя каузальные связи причин и следствий, человек разумный будет гордиться теми страницами, что заслуживают гордости, и стыдиться тех страниц, что не вызывают ничего, кроме стыда и даже отвращения. Сложность в том, что в исторической ткани все взаимосвязано, и величайшие достижения могут быть следствиями величайших же ошибок, промахов, а то и преступлений… Но ошибку надо называть ошибкой. Иначе возникает искаженное видение истории.
Потому Дмитрий и ездит по стране с лекциями – надеется, по его собственным словам, своим телом противостоять лавине…
Дальше, впрочем, на язык так и просится горькая ирония Гегеля: «уроки истории учат нас, что народы и правительства ничему не учатся у истории и не извлекают из нее никаких уроков…» .
Вот, например, мне довелось слышать мнение: Российское государство началось со взятия Казани Иваном Грозным в 1564 году, и, совершая типичные для империи захваты земель, занятых государствами «инородцев», оным инородцам оно несло цивилизацию и просвещение. Исходя из этого, естественно относиться к «национальным меньшинствам» свысока – потому что, к примеру, народы Сибири все равно стоят на низшей ступени развития, нежели русские. А тот, кто во всеуслышание заявляет, что так не думает, - лицемерит. Довольно резонное мнение выпускника среднестатистической советской школы, мыслящего в рамках «славного прошлого» (не забудьте, что политики разных мастей предлагают именно таковое прошлое считать залогом «достойного будущего»).  
О том, как несла Российская империя цивилизацию «менее развитым народам» Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, нивхи, например, подлинные хозяева Амура, со своей точки зрения уже ничего не расскажут. Их просто не осталось как этнической единицы – национальной общности. Хакасы и ханты-манси еще могут кое-что рассказать… Но все меньше и меньше, ибо все меньше и меньше людей записывают себе в паспорта эту национальность… Хозяев полулегендарной «Золотой бабы», богини, сотворившей мир хантов-манси, в 20-е годы прошлого века уничтожали тысячами, допытываясь, где хранится эта самая Золотая баба. Кто говорит, что ее нашли и переплавили. Кому приятнее верить, что она спряталась до поры в глубинах «своего» мира.
Малые народности севера, если еще смогут языком ворочать, поведают, возможно, как русские им принесли цивилизацию и алкоголизм. Очень сложный вопрос – благо или зло для этноса, гармонично существующего в своем «ареале обитания» во взаимодействии с привычной природой, столкновение с цивилизацией, желающей их насильно облагодетельствовать. Тем более сложный вопрос – как эти историко-политические процессы сочетаются с понятием патриотизма…
Одно из распространенных определений патриотизма звучит так:
«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Дмитрий Краснопеев дал неожиданное собственное определение патриотизма: «Патриотизм – это конструктивное соучастие в жизни общества, учитывая, что основной ценностью общества является человек».
Неожиданно оно тем, что в нем нет ни слова о национальностях и местах проживания «патриотов». Но есть веское слово о ценности ЧЕЛОВЕКА, вне его этнической и прочей принадлежности. Пожалуй, человек и есть единственная ценность в подлунном мире…
Можно сказать короче: «Патриотизм – это любовь».  Такая же, «не рассуждающая, не судящая», не знающая НИКАКИХ различий, как та, что питает Господь ко всем своим детям – знают верующие.
Хотя в теперешнем государственном смысле патриотизм, - как будто не больше, чем одна из действенных политтехнологий. Здесь очень бы хотелось ошибиться.
«Патриотизм» вообще – из числа тех слов-призраков и понятий-призраков, которые вроде бы всем ясны – и посему способны в умелых руках поворачиваться, что дышло. Порождая вокруг прекрасного чувства ужасные социальные факты… Вокруг патриотизма очень часты подмены понятий и злоупотребления его возвышенным значением – чтобы не сказать грубее. Одно из уродливых, на мой взгляд, социокультурных явлений современности – «местечковый патриотизм».
Тут не обойтись без местечковых же примеров.
Вдоль Московского шоссе в Рязани недавно поставили целую шеренгу щитов «социальной рекламы» - это «позитивные» фотографии (цветущие сады, обильные поля, счастливые молодожены, чистенькие дети) с непременным персонажем – Губернатором области. На половине из них красуется надпись: «Наш край – наша гордость».
Время сделало невероятно популярным феномен социальной рекламы. Но, пожалуй, ни разу еще мне не попадалась на глаза реклама столь «лобовая», отвешивающая столь низкий поклон олицетворению власти. Щиты провожают путника до самой границы Рязанской и Московской областей…
Каковы факты? В городе Рязани объективно трудно и невесело жить. Еще в 2001 году в Рязани на благоустройство - в долевом соотношении на каждого горожанина – тратилось что-то около 3 рублей (данные из центральной прессы), едва ли не меньше всех по стране. Экономика Рязани напоминает печально известный Тришкин кафтан. Например, довольно интенсивное жилищное строительство, призванное якобы решить проблемы жильцов ветхого жилого фонда (каковая категория естественным путем старения зданий растет как на дрожжах), привело к почти полному планомерному уничтожению исторического центра Рязани, деревянных памятников городского зодчества конца XIX - начала XX веков. Смутная ситуация вокруг музея-заповедника «Рязанский кремль»: не могут определиться с его статусом, церковное ли это учреждение, собственность епархии, или памятник культуры федерального значения, а под шумок из бывших музейных помещений убирают экспозицию за экспозицией. Качество коммунальных услуг, дорог и тротуаров далеко от понятия цивилизации. Уровень зарплат таков, что половина города ездит «на заработки» в Москву, ничем не отличаясь от гастарбайтеров из других республик бывшего СССР. И сталкивается с проявлениями эдакой «столичной ксенофобии»: «Кадровая политика нашей организации ориентирована на жителей Москвы и ближайшего Подмосковья. Понаехали тут! Быдло провинциальное!». Но почему-то пребывание в шкуре «человека второго сорта» (в глазах жителя Москвы) по признаку постоянной прописки ничего не напоминает «бытовому националисту» из любой нестоличной области… И на вышеописанном экономическом фоне рязанец, едущий на работу в Москву, читает на плакате: «Наш край – наша гордость!».
Да, поставить рекламный щит объективно легче и дешевле, нежели починить дорожное покрытие, над которым он «гордо реет». Простое и доходчивое решение – объявить всем жителям города, что его недостатки надо уважать (как исключительные, что ли?..).
Упомянутые щиты появились намного позже тенденции местнического патриотизма. Издавна в Рязани обожают муссировать это пафосное чувство, опираясь, в том числе, на стихи и песни рязанских поэтов: «Я горжусь, что я – рязанец…» (А. Архипов), «Младше даже Москва золотая, чем душа всей России Рязань» (Н. Ибрагимов). Это лучшие стихи такого ряда. Про худшие хочется отозваться по-одесски: «Перестань сказать, стыдно слушать!».
Да – но ведь в каждом городе принято петь ему осанну!
В городе Коврове Владимирской области мне подарили буклет с трогательными стихами В. Рочегова:
«Городов на свете много разных,
Только я сегодня вас зову
В самый лучший у реки у Клязьмы,
В мой Ковров, в котором я живу!»
В фирменном поезде «Москва – Рыбинск» сразу после его отправления с Белорусского вокзала включают песню, в коей Рыбинск соревнуется ни много ни мало с Парижем – и побеждает (!):
«Наш Рыбинск создал свое море –
Париж не имеет его!».
Одесская «наружная реклама» содержит прямые напоминания: «Одесса – самый красивый город мира», «Одесса – центр вселенной». Последнюю истину подтверждает столб с указаниями азимутов на Токио, Берлин, Сидней и расстояниями в километрах до этих городов…
Это все, конечно, смешно до поры до времени… До поры феодальной раздробленности и войны удельных княжеств, выясняющих, кто «первее» (старше, в смысле возраста), кто богаче, - иными словами, кто главнее.
Порой мне кажется, что один из истоков национализма – местный патриотизм. Из маленького, тщательно лелеемого местечкового патриотизма («Наш край – наша гордость!») вырастает огромный (погромный?) и страшный национализм в государственном масштабе. Национализм, шовинизм, даже экстремизм – это местный патриотизм, подвергнутый количественным изменениям – при полном отсутствии качественных изменений.
И кому легче от того, что «местечковость» культивируется, условно говоря, и в Курске, и в Орле, и в Абакане? Да, чаще к «местному патриотизму» прибегают в тех регионах, где дела идут неважно, чтобы его пестротой и трескучестью затмить населению глаза, отвлечь их от резонных вопросов властям, почему в такой прекрасной точке земного шара так хреново живется?..
«Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
Любить свою родину – не означает превозносить ее над другими городами и странами. «Самый любимый» - не равнозначно «самый лучший». По-моему, Пушкин дал точнейшее определение подлинного патриотизма. Истерии по поводу «лучшести» какого-либо региона недобросовестны и нездоровы – и тем страшны. Это подмена подлинных чувств их фальсификацией. Что происходит в поле национализма?.. Насильственное формирование «ура-патриотизма», подмена заботы о качестве жизни граждан страны заботой о «верноподданных» настроениях. Из той же оперы, только покрупнее.  
Обычно спрашивают: хаять все горазды, а что вы лично предлагаете? Я рада, что современного образца государственные документы, удостоверяющие личность (паспорта, принятые в России), не содержат постыдной «пятой графы» - про национальность. Я мечтала бы, чтобы в следующих поколениях наших паспортов было указано только гражданство – и аннулирована «как класс» отвратительная графа о месте постоянной регистрации, превращающая всех обитателей циклопического постсоветского пространства в заложников. По примеру паспортов европейских государств, позволяющих элементарно пересекать границы между десятью странами, чтобы приехать на отдых из Норвегии в Испанию… Потому что меня угнетает графа «о прописке» - как проявление бытового совкового национализма…  Потому что любая привязка личности к национальности или месту постоянной регистрации сводит на нет все КАЧЕСТВА оной личности. И, стало быть, ее общегражданские права.
Если в государстве нет граждан и личностей, то некому выступить против, когда приходят за тобой…
Я понимаю, что отмена постоянной регистрации объективно (пока?) невыполнима. Но помечтать можно?!.. Пока еще в нашей стране не воплощается в жизнь стихотворение Мартина Нимёллера?!..

Елена Сафронова

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Елена Сафронова
: Когда пришли за мной…. Эссе.
пять законов национализма
16.03.09

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:270 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 270