h Точка . Зрения - Lito.ru. Сергей Алхутов: Пространно и зло - о рецензиях в книжных сообществах (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Сергей Алхутов: Пространно и зло - о рецензиях в книжных сообществах.

«О рецензиях в книжных сообществах»… О чем? О каких таких сообществах? Не сразу и поймешь. Те, кто пишут эти самые рецензии или постоянно вращаются в «книжных сообществах», конечно, сразу догадаются, о чем. А человек, который зашел к нам случайно?
Как написал в одной своей миниатюре М. Жванецкий, «хорошо, упростим». Что такое аннотация в книге на задней крышке обложки или на так называемом «обороте титульного листа», знают все. Потому что почти все покупают книги. И часто, между прочим, выбирают себе чтение по аннотации (рекламе, телевизионному трёпу и т.п.). А как же ещё выбирать? «Рынок с несимметричной информацией…» Это ведь не вишня, это книга. О её качестве не поймешь до тех пор, пока не прочитаешь.
А признайтесь: крикливые аннотации (что уж там какие-то весьма субъективные рецензии!) уже просто достали. Какую книгу в магазине ни возьмешь в руки – перед нами «шедевр века», «книга, взорвавшая мозг», «роман, который должен быть прочитан каждым интеллигентным человеком»… Или скромно, но со вкусом: «Тираж 5 000 000 во всем мире». И вот весь мир читает одно и то же: «Алхимик», «Код да Винчи», «The Тёлки»… (С последним я, пожалуй, загнул: не весь мир…)
Весьма расписались молоденькие дамы. Расписались, распелись, разъездились на иномарках… В результате на дорогах пробки (не только поэтому, конечно, не только поэтому…), на эстраде скучно и предсказуемо, а в книжках всё больше про маникюрш, богатых любовников и горькие слезы в подушку (не всегда, конечно, так, тут даже спорить не буду, не всегда). А как же заставить публику покупать это одноразовое чтиво, которое накропали бывшие студенточки филфаков и педвузов, ставшие «талантливыми» подругами нежных денежных папиков? Как заинтересовать читателя? Да всё тем же: пафосом аннотации (рецензии, рекламного лейбла).
Не каждый читатель знает, что иные аннотации пишутся даже тогда, когда автор означенной аннотации книгу не читал. Это несложно: посмотреть, кто автор, над какими темами работает, присмотреться к названию, пробежать глазами по оглавлению книги… А дальше давай волю фантазии: «сенсация в книжном мире», «роман переворачивает сознание»… Как написал однажды М. Жванецкий, «в общем, не дураки сидят».
Но это – в книжном бизнесе. Бизнес, видимо, как политика: всегда грязное дело. А в более благородных «книжных сообществах»? Критики всё-таки читают. И пишут о том, что прочитали. Или о своем, сокровенном. (Как сейчас я, например – не столько об эссе С. Алхутова, сколько, так сказать, «вообще».) Можно ли (нужно ли?) верить рецензии критика? Почему надо верить субъективному вИдению критика, который пишет о субъективном вИдении писателя? Чьё субъективное видение объективнее?..
Так будем верить критикам или нет? Да дело-то, в конце концов, хозяйское. Всё равно в итоге может быть иная оценка. Вишня, которая обещала быть сладкой, оказалось дерьмом. Или наоборот.
А потому что «рынок с несимметричной информацией».
Но мне почему-то кажется, что это мое предисловие не будет воспринято как агрессивная реклама заметки С. Алхутова. Мне почему-то кажется, что теперь её, заметку, прочитают.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Алексей Петров

Сергей Алхутов

Пространно и зло - о рецензиях в книжных сообществах

Представьте себе, что вы пришли на рынок покупать вишню. Как вы будете её выбирать? Вероятно, пройдёте по рядам и попробуете у каждого торговца (для простоты предположим, что с санитарными условиями на рынке всё в порядке). И как бы торговцы ни кричали наперебой: "Вах, хороший вишня, возьми две, да?" - вы возьмёте ту, что вам больше всего понравилась.





Теперь представьте другую ситуацию: вы пришли покупать вишню в супермаркет. Как вы будете её выбирать? Да фиг его знает. Она вся запакована в пластик. Может, там, под пластиком, хорошая вишня, а может, говно несладкое. Остаётся довериться знакомому бренду (т.е. прошлому опыту) и, неявно, тому, что этот бренд ещё не подделали. А ведь подделывают, и очень быстро!





Что ж, представьте себе ситуацию с обратной стороны. Вы пришли на рынок продавать вишню. Вы стоите в ряду, мимо ходит покупатель и пробует вишню у вас и ваших соседей. Вы кричите: "Вах, хороший вишня, возьми две, да?". Но это правила игры - и среди играющих по ним покупатель выберет того, чья вишня ему понравилась больше всего. Значит, вам выгодно продавать хорошую вишню.





А вот вторая ситуация с обратной стороны. Вы работаете в супермаркете и торгуете вишней. К вам пришёл покупатель. Дать ему попробовать вишню вам не позволяют правила. И в каком-то смысле вы в выигрышной ситуации: вы знаете о вашей вишне в любом случае больше, чем покупатель. Если она говно, вы знаете, что она говно, а если она хорошая, вы знаете, что она хорошая.





Второй абзац о том же - потому что ситуация сложнее трёх предыдущих. В отличие от вас, покупатель не знает, говно у вас или хорошая вишня. Поэтому он склонен предполагать, что перед ним нечто, в общем случае, среднее. А значит, он готов заплатить среднюю цену за ваш товар.





И вы, зная это, хорошо понимаете: вам куда выгоднее подсунуть покупателю говно, чем хорошую вишню. Более того, вы даже в более выгодной ситуации, чем рыночный торговец: он продаёт хорошую вишню по хорошей цене, а вы говно по средней цене.





Но ваши проблемы начнутся чуть позже. После двух-трёх обломов покупатель перестанет к вам ходить. Он выберет того, у кого хороший товар по средней цене попадается хотя бы через раз.





Так, весьма упрощённо, я описал так называемый "рынок с несимметричной информацией", описанный Джорджем Акерлофом в статье "«Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм". За эту статью Акерлофу в 2001 году дали Нобелевку по экономике [см. прим. 1].





Теперь представьте себе те же ситуации, но с другим товаром - с художественной литературой. Вы, например, стоите на рынке и кричите: "Вах, хороший книга, возьми две, да?!"





Смешно, правда? А знаете, почему смешно? Потому что книга - не вишня! Потому что получить полную информацию о книге покупатель может только тогда, когда прочтёт эту книгу. Никогда не достаточно её просто "попробовать".





Именно об этом писал Лев Толстой в письме к Н.Н. Страхову об "Анне Карениной":





[i]«Если же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала… И если критики теперь уже понимают и в фельетоне могут выразить то, что я хочу сказать, то я их поздравляю и смело могу уверить qu'ils en savent plus long que mol».[/i]





Вторая фишка заключается в том, что книга, в отличие от вишни - всегда штучный товар. Попробовав одну вишню, можно брать десять килограмм вишни того же сорта у того же продавца, будучи уверенным в качестве. Прочтя одну книгу, нельзя брать десять килограмм книг "того же сорта у того же продавца".





Рынок художественной литературы - это всегда рынок с несимметричной информацией, как бы продавец ни пытался сделать её доступной покупателю. Информация о товаре у покупателя возникает исключительно в процессе его потребления.





Кроме того, потребитель книг - человек, в общем, неглупый. И этот потребитель хорошо понимает, что находится на рынке с несимметричной информацией. А значит, интуитивно чует, что продавцу всегда выгодно впарить ему "несладкое говно по средней цене".





Возможно, именно поэтому информация о книгах в книжных ЖЖ-сообществах так часто принимается людьми в штыки. И чем больше информации "о" книге выкладывается в сообщество, тем больше в штыки она воспринимается. И любая достаточно объёмная информация из любого источника склонна восприниматься как агрессивная реклама.





Я не знаю выхода из этого тупика.





__________________________________________


прим. 1. С английским текстом статьи Дж. Акерлофа можно ознакомиться по адресу http://www.econ.ox.ac.uk/members/christopher.bowdler/akerlof.pdf

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Сергей Алхутов
: Пространно и зло - о рецензиях в книжных сообществах. Эссе.
Можно ли доверять качеству красивой вишни на прилавке, если она запечатана полиэтиленовой пленкой?
03.06.09

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275