Радио Шестьдесят Четыре: несколько слов о Кате.
"… летом легче, летом
не нужно оборачиваться назад…"
(А.Драгомощенко)
Тексты подборки о Кате обманчивы. Второпях их можно даже принять за обычные, хотя и весьма грамотные, подростковые экзерсисы по освоению мира – но лишь до тех пор, пока не начинаешь замечать системные несоответствия текста этой удобной гипотезе. Символы чересчур гармонично просты: одиночество, снег, смерть, море, жизнь, лето. Четкая и ясно расположенная рифма (часто – мужская) придает частично верлибризованной строке скрытую стальную жесткость, неизбежность рока, пристально следящего за любой – возможно, мнимой – свободой. Напряженное дыхание ритма, создаваемого в том числе и рифмой, завораживает не хуже шаманского бубна. Это особенно заметно в последней строфе текста "Катя пишет", где долго копившееся напряжение вдруг разряжается неожиданной дактилической рифмой, и не требуется быть суперпродвинутым читателем, чтобы ощутить, что такое скольжение – признак близкой пропасти, а не ликующего взлета.
Понятно, что такая поэтическая механика лирической героине и автору нужна вовсе не для решения "молодежных" проблем. "Оставь ты себя в покое" – советует героине ее magic friend, но мудрый совет невыполним, поскольку в созданный автором мир покой приходит только со смертью, когда чувствовать себя лучше уже некому. Альтернатива – ежесекундный непрекращающийся ужас, мучительное и безжалостное лето. Между этими двумя полюсами и мечется текст с начала до конца подборки, и вместе с текстом мечется героиня, подобно Орфею знающая, что без разницы, обернешься или нет – ты все равно уже проиграл.
Приравнять тексты Радио Шестьдесят Четыре к типовому подростковому самоутверждению было бы выдающейся глупостью: между Сциллой и Харибдой не самоутверждаются.
Эта задача – на выживание.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|