Maksim Usachov: Дядя Яша.
Стоит ли пересказывать в рецензии этот очаровательный, живой и очень одесский рассказ, чтобы найти ответ на якобы поставленный автором вопрос: антисемитский ли он, либо просемитский?
По мне, "Дядя Яша" - это как раз та хорошая литература, которая, несмотря на присутствие в ней национальнного колорита (любого!), является элементом мировой культуры.
Разве что, может быть, финал немного "смят" по сравнению с "рельефной" портретной галереей, данной на всем протяжении рассказа.
А может быть, не стоит обращать внимание на заурядность и внешнюю невыразительность финала: "Фанаты на своих дудках попытались прогудеть мелодию. Получилось нестройно, но трогательно. Похороны начались…". Настоящая концовка - несколькими строчками выше. Это гибель мечты лирического героя, он же автор... вы поймете, прочитав, что это была за мечта, и почему ее бесславная кончина служит камертоном всех судеб, что так зрелищно переплелись в рассказе про дядю Яшу. Как лиризм, комизм и горечь. Как идиш, русский и одесский разговорный. Как жизнь и... тоже не жизнь. Почему она дает понять, что хорошего ждать не приходится. Ничего.
Кроме вот этого рассказа, пожалуй...
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|