Евгений Беверс: Сказки крайнего севера..
«Маленький снаружи и большой внутри» характеризует автор своего героя. Так можно сказать и про сам рассказ – очень короткий, простой по сюжету, но вмещающий в себя целую судьбу, да плюс к тому, архаичный мифический мир. Архаическая ментальность очень близка детской, что удачно подчёркивает автор, создавая сплав из наивного простодушия маленького мальчика, его снов и фрагментов чукотской мифологии.
В кличке героя – «Шайтан» можно усмотреть даже отзвук арабской, коранической мифологии, очевидно, эту кличку дала герою чужая среда.
Автору удаётся тонкая стилизация. Читатель вводится в лёгкий транс игрой с причинностью, смысловыми изломами, расщеплениями: «У Ксан-санны ногти длинные, поэтому она воспитательница и поэтому добрая, а у Мадь-ванны короткие, поэтому она уборщица и поэтому злая». В мире мальчика едины реальные люди, мифические герои. Вполне естественно он воспринимает язык собак.
Даже в сочных и комичных деталях повествования проглядывает первобытный анимизм. Вот, например, буквализация козы-козюльки: «геолог отвлекается, потому что вытаскивает из носа большую зелёную козу, убивает её об штаны и продолжает». Или вот такое смешение сказки с реальностью и рекламным слоганом: «Пдошу вас, не говодите, пока не дазжуёте эту жвачку, сказки не могут так плохо пахнуть.
Странник боится, что его не станут слушать, поэтому сильно жуёт жвачку и продолжает уже без страха, потому что теперь сказки пахнут морозной свежестью».
Мягкий юмор органично сплетается с горьким ощущением бездомности, неуместности, в этом мире сиротливой фигурки мальчика шамана.
Взаимоотношения детей севера с вертолётами – отдельная интересная тема, ведь осенью детей со стойбищ собирают и свозят в интернат на учёбу вертолётами. Ими же летом развозят детей по семьям. Иногда заскучавшие по родному чуму дети бегут в тундру, тогда их ловят с помощью вертолётов. Веротлёт для маленьких северян ближе к оленям и собакам, чем к тракторам и буровым вышкам. Он живой. Он ещё связывает наступающий и уходящий миры. Грустно всё это.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Сергей Зубарев
|