|
Родион Вереск: Вагоновожатая.
Скучно, но грустно.
Грустно – это хорошо. Повествование о простом маленьком человеке – хорошо. Хороша тема бессонницы, когда вагоновожатая привыкла работать по ночам и на пенсии не может в это время суток спать, развить бы её сильнее.
Скучно – это плохо. В рассказе ничего не происходит, единственная более-менее динамичная сцена – когда у героини берут интервью, и читатель ждет, тлеет последней надеждой… но и тут заканчивается ничем. Скучна интонация, когда пишешь о грустном, это и так грустно, наверное, следовало бы сменить интонацию, ритм (оставить это тягучее только в последнем абзаце), показать авторскую незаинтересованность, писать жёстче, короткими предложениями, грустное от этого бы никуда не делось – перешло в межстрочье, стало бы не так навязчиво, витало бы неизъяснённым духом над текстом. А самое главное – скучна героиня. Нет в ней живого. Видно, что автор пытался что-то предпринять, отсылал нас в детство героини, чтобы сделать её для читателя ценней, но и там, в детстве, она никак себя не проявляет, существует на уровне рефлекса: падают звёзды – страшно, ставят банки – неприятно. В общем, даже обратный эффект получился, читатель только лишний раз убедился, что героиню не за что любить, её просто нет, и никак невозможно ей сострадать. А значит: главная задача рассказа не выполнена.
Ну и пара моментов на которых споткнулся глаз.
«Анастасия Юрьевна сидела, как на иголках, и мечтала, чтобы это поскорее закончилось. Такое же чувство она испытывала в детстве, когда мама ставила ей банки во время простуды».
Итак, у неё за спиной мужик с камерой. От этого она чувствует себя «как на иголках» (и да, я тут даже ничего не имею против штампов). И такое же чувство она испытывала, когда ей ставили банки. Хоть тресни, никак у меня не попадают в один ассоциативный ряд мужик с объективом и банки, или сидение на иголках и банки. Поэтому остаётся впечатление, что это искусственный замес всего без разбора введённый в текст с одним намерением – отослать нас ещё раз в детство героини. Приём хороший, реализация плохая.
Да, кстати, немного выше по тексту – опять мужик с камерой за спиной, и опять ассоциация с медицинскими процедурами, только уже с уколом в руку. Получается, что из детских впечатлений у нашей героини только вот это, словно всё детство её продержали в лаборатории как собаку Павлова. Автор нечаянно этими двумя однотипными воспоминаниями ещё сильнее сузил внутренний мир героини.
Ещё момент, ну это просто безобидный ляп:
«…зарабатывает беготнёй, поддельно-вежливым тоном, недосыпаниями и недоеданиями. Ночью надо спать, это точно.
2
В последнее время бывшая вагоновожатая и сама страдала бессонницей».
Студент не страдал бессонницей. Ему некогда было спать.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Андрей Белозеров
|
Вагоновожатая
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Родион Вереск: Вагоновожатая. Рассказ. Ночью надо спать, это точно. 28.01.11 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
| |