О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки





Статьи **



Андрей Харчевников: Радостная некромантика.

           
           
    "Строение греческой трагедии можно
     представить в следующем виде ..."
              (Шевченко Л.И. Древнегреческая литература.)

    Строение текстов "Радостной некромантики" довольно трудно представить в определенном виде: тексты эти по своей природе импровизационны – в самом что ни на есть музыкальном смысле слова. Помимо знания темы, импровизация требует от импровизатора вкуса, стиля, чувства меры; ни в чем из перечисленного Андрей Харчевников читателя не разочарует. Впрочем, такими же качествами и навыками должен обладать слушатель, желающий в полной мере насладиться искусством артиста. Читатель читателю рознь; кому-то, возможно, нелегко будет распознать традиционное для русской классической поэзии восьмистишие "о судьбе и мироздании" как тему "Реверса" или ощутить ритмическую основу вальса в напряженном, наполненном контрастирующими образами "Imago-dance". Но читательские усилия будут вознаграждены, даже если не увенчаются немедленным успехом: тренировка поэтического слуха в любых дозах полезна.
    К примеру, нетрудно расслышать, что рифмы "спину-зиму", "глину-лабиринта" и им подобные неточны, неряшливы, неаккуратны и раздражают ухо воображения. Значительно сложнее заметить, что они в "Imago-dance" появляются на четных, традиционно "равновесных" строках, причем исключительно и только там, где четвертая строка сообщает о недостатке, лишении, отсутствии чего-либо: "не протянуть", "пока не смыло" (нет опоры), "как выбраться" (неизвестно, какой из путей верный), "не хватает". Там, где традиция предписывает устойчивость, возникает неустойчивость, к тому же непериодическая, непредсказуемая, неконвенционная, помноженная на нередкое при длительном вальсировании головокружение и потерю ориентации. Совсем как в жизни, беда о визите заранее не предупреждает, да и приходит, как правило, не одна.
    Еще один, – возможно, более наглядный, – пример. Каждому образованному человеку известно, что в любой из традиционных разновидностей сонета строки с пятой по восьмую образуют катрен, четверостишие. Железно известно, подкреплено опытом многих чтений и многих текстов. Читая сонет (тем более, посвященный Марии Стюарт), в этом месте ждешь катрена и воспринимаешь, следовательно, катрен. Хоть убей. "За то, что, наконец, умрёте. / Уже который век и раз". Умрет героиня, стало быть, неоднократно и несмотря ни на что, – даже на точку перед "уже". Метафоры катрена и терцета беззаконно сливаются; исчерпавшая себя сонетная форма обретает новые возможности; любовь оказывается бессмертной, как феникс, но одновременно – вечноумирающей. (Совсем как поэзия, чью смерть уже который век объявляет каждое новое поколение критиков.) "Кроваво-красная снаружи, / Еще кровавее внутри", ни туда ни сюда, ни смерти ни спасения, вот такая некромантика.
    И в самом конце подборки встречаем почти уже традиционное для Харчевникова утверждение. На первый взгляд – о бессилии речи, языка. На второй: о наличии выхода, что не может не радовать. Стасим – песнь, которую выходящий на сцену трагический хор поет стоя; остается надеяться, что хор состоит из младенцев и ежей.
    Они всё знают. Потому и не поют.
       

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Михаил Майгель

Андрей Харчевников

Радостная некромантика

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Андрей Харчевников
: Радостная некромантика. Цикл стихотворений.
Хор ежей и младенцев, паспортистка и королева, Горец и Кенжеев, головокружение вальса и отличной поэзии.
23.09.09
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/xar4e>Андрей Харчевников</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/70589>Радостная некромантика</a>. Цикл стихотворений.<br> <font color=gray>Хор ежей и младенцев, паспортистка и королева, Горец и Кенжеев, головокружение вальса и отличной поэзии.<br><small>23.09.09</small></font></td></tr></table>



hp"); ?>