О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки





Статьи **



Наташа Северная: Падение звезды, или Немного об Орлеанской деве..

Жанна Д’Арк... Одна из самых загадочных личностей, канонизированных католической церковью. Одна из самых парадоксальных фигур в мировой истории. Одна из самых известных и символичных исторических персон.
Многие ученые и романисты отдавали дань уважения загадке Жанны Д’Арк - Орлеанской Деве, в 17 лет командовавшей войском как заправский маршал, а в 19 лет сожженной как ведьма и еретичка... Помимо научных трудов, есть прекрасные художественные произведения - я, например, помню детскую повесть Ольги Гурьян "Свидетели" и неожиданный роман Марка Твена "Личные воспоминания о Жанне Д’Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря". А еще ядовитый Бернард Шоу написал антиклерикальную пьесу "Святая Иоанна", однако это вовсе не историческая пьеса...
И все эти исследования и художественные осмысления носят мощный отпечаток личности их авторов, а туманная историческая часть обильно украшена воображением писателей и даже историков - ведь и ученые мужи не могут существовать и работать без фантазии. Все это происходит потому, что сохранилось очень мало подлинных исторических источников. Воистину - война все спишет. Война между Англией и Францией за принадлежность к одной из двух этих корон французских земель, усугубленная договором, заключенным Изабеллой Баварской в Труа (1420 год) о назначении наследником французской короны Генриха V Английского, действительно списала все, а документы, проливавшие свет на "политтехнологии", не менее грязные, чем сейчас, судя по всему, были уничтожены в интересах одной (а может быть, и обеих!) спорящих сторон... Строго говоря, Франция на тот момент утратила политическую самостоятельность как государство, и речь шла о том, чтобы вернуть французскому народу независимость, а Франции - статус державы... Лес рубили, щепки летели в изобилии... Одной из этих "щепок" стала и Жанна Д’Арк.
Наташа Северная не избежала общего интереса к сему историческому персонажу. Не избежала и общих... не то чтобы ошибок, но слабостей исследований, касающихся Жанны Д’Арк. Слабость любого исследования о ней в том, что все известное уже много раз сказано, а неизвестное пребывает под покровом мрака - то есть ничего нового относительно той же повести "Свидетели" Наташа Северная сказать не смогла.
Не хочу запрещать людям повторять какие-либо архетипы в своем творчестве, однако надо четко отдавать себе отчет, сможешь ли ты добавить хоть что-то к общеизвестным фактам и мифам, или нет... Наташа Северная еще раз указала на странности в истории блистательного взлета и мучительного падения Жанны Д’Арк. Перечислила "белые пятна" ее биографии, о которых не известно ничего - либо известно слишком мало для достойных выводов. Задала ряд вопросов о феномене Жанны Д’Арк - вопросов, которым суждено, скорее всего, остаться риторическими. Сама Наташа не в силах ответить на них. И даже кое-где погрешила против научной корректности (как, впрочем, и многие историки), когда обратилась к мыслям и чувствам самой Жанны, поведав, что бедная девушка чувствовала при дворе Карла VII либо в темнице... Этот прием - не более, чем психологическая реконструкция. Скорее всего, человек подобной душевной организации мыслил,ч увствовал и поступал бы так-то... Но беда в том, что про душевную организацию Жанны Д’Арк мы как раз ничего и не знаем! Мы даже не знаем, на самом ли деле являлись ей святые и звучали ли Голоса! Как не смог того выяснить Пьер Кошон, так и никому не дано, потому что нет на свете Жанны уже более пятисот лет...
Получается, что Наташа Северная воздала дань почтения знаменитой Орлеанской Деве. Мотив как мотив, чтобы взяться за перо...
Но если Наташу привлекает история, необходимо - при будущих работах, например - учитывать вот что:
- во-первых, обратите внимание на стиль изложения. Он несколько неряшлив, а порой короткие отрывистые предложения столь беспредметны для читателя, что необходимо напрягаться, гадая, что автор имел в виду. Некоторые особо странные предложения я поправила сама - кстати, прошу извинить, если Наташа имела сказать не то, что я прочитала! Говорить, особенно в исторических эссе, надо как можно более ясно и прозрачно.
- Во-вторых, четко разграничивать область достоверно известного, допустимого и нафантазированного. Список литературы в конце - это прекрасно, однако можно было бы прямо в тексте делать отсылки: "как говорил такой-то", "как написано в той-то книге"... Видимо, Наташа имеет малый опыт написания чисто исторических работ, иначе бы сноски над цитатами и апелляциями к источникам и литературе ставила бы рефлекторно. Но этой премудрости, не такой уж и страшной, легко научиться, особенно если история привлекает автора.
А в целом - вечная память "белой голубице" Жанне!.. Наташа Северная в своем обращении к памяти Жанны Д’Арк куда почтительнее сардонического Бернарда Шоу, и, наверное, там, где сейчас пребывает Жанна, ей приятно очередное восхищенное воспоминание о ее славном деле, ради которого она родилась на свет и покинула его...

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Елена Сафронова

Наташа Северная

Падение звезды, или Немного об Орлеанской деве.


Warning: file_get_contents(ttext/2009-10/70601.txt): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 97

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Наташа Северная
: Падение звезды, или Немного об Орлеанской деве.. Историко-биографический обзор.
Венок к подножию костра Жанны Д’Арк...
13.10.09
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/filinata>Наташа Северная</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/70601>Падение звезды, или Немного об Орлеанской деве.</a>. Историко-биографический обзор.<br> <font color=gray>Венок к подножию костра Жанны Д’Арк...<br><small>13.10.09</small></font></td></tr></table>



hp"); ?>