Павел Онькин: ОСЕНЬ В ПРОВИНЦИИ.
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря.
И. Бродский
Строки Бродского из «Писем Римскому другу» невольно приходят на ум, когда читаешь первые стихотворения подборки Павла Онькина «Осень в провинции». Отголоски «Писем» находишь сперва в построении самой подборки, начинающейся с описания пейзажей, в иронии зарисовки провинциальных нравов, в противопоставлении этих нравов столичным (Столица, как и прежде, хороша, Но воздух там другой) и в упоминании империи (Империя незыблима). Но постепенно «глаз, осознавший, что живет в провинции, Радующийся, как ребенок, впервые сказавший «Бу» приобретает «детскую» непосредственность восприятия; многоплановая картина Российской глубинки полностью захватывает внимание читателя и вытесняет последние ассоциации со знаменитым посланием Марциалу; все больше удивляешься произвольным комбинациям провинциальных реалий и приходишь к выводу, образно сформулированному самим автором «Мир не роман и не драма, скорее – лапта. Теплое вымя коровы… Версальские розы». Именно это контрастное сочетание «вымени коровы» и «версальских роз», как мне кажется, положено в основу подбора стихотворений цикла, разнообразных по стилю, жанру, времени, в котором происходит действие и настроению: от нежной лиричной «Русалки», до гротескных писем соседям полубезумного провинциального любителя философии, поражающих воображение гремучей смесью дикости сельского быта, в них отраженного и неожиданных на этом фоне познаний лирического героя. Читателя ожидает развернутая во времени и пространстве панорама мест, где «воздух, Веками крепчая в опале, Настоялся, как спирт», но «каждый новый день походит на открытье», а каждое новое стихотворение, соответственно, приносит множество неожиданных аллюзий, сравнений и метафор. Увлекательного чтения, уважаемый читатель!
Редактор отдела поэзии, Марина Генчикмахер
|