h Точка . Зрения - Lito.ru. Алексей Самойлов: Как песать стехи (Критические статьи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Алексей Самойлов: Как песать стехи.

Как сказал во первых строках этого дивного эссе сам автор, "серьёзно писать об этом не хочется - обидятся, а несерьёзно - тем более обидятся". У меня как рецензента схожее положение: серьезно писать об опусе Алексея Самойлова, нарочно поданном как пародия на чрезмерную серьезность академического литературоведения, - противоречить автору в его шутливом тоне. Писать о нем легко, насмешливо? - уж больно важная тема затронута...
В общем, ограничусь констатацией факта: Алексей Самойлов продолжает искать в привычных вещах парадоксальный смысл и показывать его (оный смысл) в полный рост. По-моему, это ему вполне удается.
А если кто (и даже предполагаю, кто) сочтет, что не удается... то Алексей Самойлов не расстроится.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Елена Сафронова

Алексей Самойлов

Как песать стехи

Сейчас мы расскажем вам, как работают литературоведы и преподаватели Литинститута. Серьёзно писать об этом не хочется - обидятся, а несерьёзно - тем более обидятся. Но писать придётся - мы заключили сделку с конкурирующей фирмой-спонсором.

Для разбора можно было бы взять какое-нибудь известное стихотворение Пушкина. Но нам показалось много - это целый диссер получится. Поэтому решили взять первую строфу - но и этого оказалось много - курсовик на 15 страниц никто читать не будет. На самом деле, чтобы показать лицом всю подноготную некоторых интересных литераторов, достаточно ВСЕГО ОДНОЙ СТРОЧКИ.

Вот она:

Я помню чудное мгновенье...

Надеюсь, все вспомнили начало самого знаменитого стиховторения великаго русскаго поэта. А теперь призовём на помощь нашего внутреннего критика, который (допустим) не знает о том, что это написано великим русским поэтом, а значит, никаких поблажек автору делать нельзя.

Возьмём для начала первое слово этой строчки - "Я". На наш взгляд, совершенно банальное, скучное и серое начало стихотворения. Тысячи, миллионы стихов начинаются с "я" - как минимум это неоригинально, а как максимум - нескромно. Более того, кто такой этот "я"? Нигде до этого не сказано, что за человек подразумевается под "я". Как его зовут, где он живёт, что ест на завтрак? А читатель любит конкретику. Абстрактные категории его не цепляют - поэтому будьте любезны предоставить все подробности. Секретное досье на этого таинственного "я" - немедленно нам на стол!!!

Далее. Каждый читающий стихотворение, услышав первое слово "я", сразу же растеряется: то ли автор ведёт речь о самом себе, то ли о читателе, то ли о персонаже стиха. Бедный, бедный читатель! Разве достоин автор, так грубо и бесцеремонно неуважающий своего читателя, великого звания "ПОЭТ"? Как же мы будем читать стих дальше, если спотыкаемся сразу же на первом же слове?! Налицо явное пренебрежение стилистикой, орфографией, пунктуацией и обсервацией произведения.

Перейдём ко второму слову стиховторения, которое звучит вместе с первым - "Я помню". Как видите - мы критики добросовестные, и слов из контекста не выдёргиваем!

"Я помню" - какое смелое на первый взгляд утверждение! Но только на первый взгляд - если мы всмотримся в эту фразу всеми четырьмя глазами и восемью чакрами - то увидим, что она не достойна никакой критики.
Когда кто-то утверждает, что он что-то помнит - это означает, что человек говорит нам о своём прошлом. А прошлое - это удел старческих мемуаров и закомплексованных неудачников. К мемуарам претензий нет - но их пишут в прозе после 66 лет, а никак не в стихах, ведь поэзия - это чувство переживания настоящего момента! Какое же в настоящем может быть "я помню", вот скажите мне?

А вот психология гораздо важнее - обращаясь к своему прошлому, человек теряет нить жизни и погружается в пучину несуществующего мировосприятия. Перенос прошлого в настоящее - удел низкодуховных, инфантильных, незрелых личностей. Разве читателю интересны подобные персонажи или авторы? Очевидно - нет. Так на кой палиндром автор использует такие приёмы в своём стихотворении?

Далее. Почему "помню", а не, скажем, "верю"? "Верю" - гораздо более удачный оборот. По крайней мере, он оставляет нам надежду на любовь в будущем. А "помню" - это духовная катастрофа, телесный Армагеддон, мозго-захаванный Апокаляпсус.

Ещё более удачно было бы написать "я зырю". Во-первых, это само по себе необычное слово-синоним банального "вижу", а во-вторых, фиг ты узыришь чё-либо в прошлом - зырить можно только здесь и сейчас. Вот так.

Ладно, перейдём к третьему слову, чтобы не затягивать в мёртвый узел наш семантически-синтаксический анализ.

"Я помню чудное"

На первый взгляд - прекрасный оксюморон - "помню чудное". Чудо - это то, что помнить нельзя - потому что наша память устроена так, что запоминая, убивает неожиданность. А чудо - всегда неожиданность, нельзя сказать "ожидание чуда".
Но это только на первый взгляд. Потому что "я помню" - это действие ума, логики, а "чудное" - действие души. Читатель после первых двух слов уже настроился на то, что его окунают в бездну логики - и на тебе - вынимают обратно! Совершенно безжалостное обращение автора с читателем - уже ВТОРОЕ за первые три слова стиховторения! 99 из 100 человек после такого выбросят книгу и возненавидят как этот цирк, так и тот! Разве так можно писать?! Это жестоко.

Далее. Почему "чудное"? Помнить чудное действительно нельзя. Это вовсе не красивый оксюморон, а досадная стилистическая нелепость. Почему автор не написал например "пьяное"? Хотя помнить пьяное нельзя ещё больше, чем чудное, но так хотя бы читателю было понятно, что автор загадывает загадку - напился и вдруг помнит! Вот это да - сразу же возникает вопрос - "как?". И читатель продолжает читать - дабы узнать ответ. А "чудное" - ни уму, ни сердцу. Ни загадки тебе, ни разгадки, ни оригинальности.

Перейдём к четвёртому, завершающему слову (в надежде, что оно прояснит авторский замысел, вложенный в эту строчку) - "я помню чудное мгновенье".

Ну как, вам стало яснее? Нам лично - ни капельки. Напротив, четвёртым словом автор расписывается в своём поэтическом бессилии. Можно сказать, этим словом он кастрировал свой собственный талант.

Во-первых, "чудное мгновенье" - это организация ООН, мокрая вода, странная странность, вонючие отходы и т. д. Мгновенье априори чудесно - потому что оно - часть неуловимого настоящего. Любой мистик вам докажет это тремя часами медитации. Или вы думаете, что стихи рассчитаны на простых обывателей, и мистикам здесь делать нечего? Фигня. Поэзия должна быть высокой - а простому обывателю хватит и прозы. На худой конец, пусть читает тексты бардовских песен. Мы с вами - в литературном институте, а не в богадельне, несносные мои читатели!

Во-вторых, "помнить мгновенье" - то же, что "помнить чудное" - чушь этого оборота мы с вами уже доказали.

В-третьих, сама строчка-фраза - блёкла, банальна, бесцветна, вторична, полна стилистических ляпов, противоречий и неуважения к читателю. Автор буквально издевается над нами - он добивает этим своим "мгновеньем", он утверждает, что можно его запомнить! Он противоречит не только новейшим разработкам квантовой физики (раздел хронодинамики), но и Крийя-Упанишаде, говорящей, что "мгновенье суть непознанное, не называемое и не имеющее сущности". Видимо, автор считает читателя политиком, выдавая свои яркие заблуждения за корявые метафоры.

Ну, и в-четвёртых, мания величия автора - выражающаяся в способности "я" запомнить "мгновенье" - становится совсем уж неприличной, если в стихе речь всё же о читателе (за клевету можно подать в суд) или о персонаже (стихи о психически неуравновешенных персонажах достойны упоминания разве что в анамнезе).

На этой весёлой нотке мы и завешим сегодняшний литобзор. В заключение скажем, что трижды подумайте перед тем, как написать свои стихи, десять раз подумайте перед тем, как их вешать на ТЗ и 33 раза подумайте перед тем, как отдавать их нам на разбор.

Да, и не ходите, пожалуйста, слишком часто на поэтические мастерские:)))

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Алексей Самойлов
: Как песать стехи. Критические статьи.
Репортаж: "Один час из жизни записного литературоведа".
01.12.09

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275