Елена Сафронова: Высшая мера - часть 1.
В одном из самых ярких польских фильмов прошедшего года («Реверс», реж. Б. Ланкош) главная героиня Сабина вынуждена убить человека, который приходит к ней в дом под видом жениха. Женщина понимает, что это провокатор и шпион органов госбезопасности и что его пристальное внимание к её семейству грозит этому семейству крахом. Нескольким женщинам (дочери, матери, бабушке) удается скрыть преступление, но надобно ещё спрятать мертвое тело, вернее, то, что от него осталось. Это 1952 год, закат сталинщины. В Варшаве строится «сталинская» высотка, знаменитый Дворец науки и культуры. И вот главная героиня ночью тайно пробирается к котловану строящегося здания и закапывает останки на стройке. Спустя полвека Сабина, уже старушка, приходит к зданию Дворца и ставит свечку у одного из памятников возле этого помпезного небоскреба, ставшего «надгробием» несостоявшемуся жениху. А её сын, по вполне понятным причинам как две капли воды похожий на убитого в 1952 году агента госбезопасности, остается в машине вместе со своим другом и говорит, что «мать приходит сюда часто, помогает какой-то нищенке».
Почему я вспомнил этот фильм? Согласен: на первый взгляд, странная ассоциация. Но я подумал: сколько ещё неразгаданных тайн оставило после себя время сталинщины и сколько ещё страшных историй, связанных с этой больной эпохой, нам предстоит узнать.
Впрочем, ещё не факт, что узнаем. Если судить по очерку Елены Сафроновой, не так-то охотно открываются нам эти тайны. Люди, которым по роду деятельности приходится хранить эти секреты, видимо, хорошо проинструктированы: они ревностно выполняют свои обязанности и контролируют, контролируют, контролируют… Времена-то, конечно, другие, а доступ к старым документам, проливающим свет на обстоятельства смерти дорогих нам родственникам, порой крайне затруднен. Иногда же нам остаются лишь воспоминания стариков. А мы (признайтесь) нередко с большой неохотой выслушиваем «бормотания» стариков «об одном и том же», нас не интересуют призраки прошлого. И лишь иногда прислушаемся, задумаемся. Я, например, с некоторых пор стал включать видеокамеру, когда моя мать вспоминает прошлое. Поверьте, я слышу сагу, достойную пера хорошего писателя.
Начало очерка Е. Сафроновой мне тоже напомнило кино: на сей раз фильм Л. Андерсона «О счастливчик!» Вспомните, как главного героя фильма заносит в заброшенную местность, и он, стоя на своей машине возле внушительной ограды, пытается сориентироваться и подносит к глазам бинокль. Оказывается, что это «секретный военный объект». Незваного гостя тут же арестовывают и приводят на допрос…
«— Если бы это был тридцать седьмой год, и вас бы застали у военкомата вот с такой техникой, вы бы так легко не отделались.
Политкорректности мне не хватило, несмотря на мое спорное положение:
— У вас такая интонация, словно вы жалеете, что сейчас не тридцать седьмой год!..»
Это уже из очерка Е. Сафроновой.
Далее следует рассказ о судьбе прадеда Елены А. А. Сказкина, который в 1939 году ушел из дома по вызову органов госбезопасности и больше никогда не вернулся домой.
Перед нами первая часть очерка. Продолжение следует.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|