сергей зоткин: порядок слов.
если стихотворение
опрокинуть набок,
получится кардиограмма
сердечной мышцы поэта.
не выравнивай строчки,
это ведет к смерти.
Я не знаю, кто принимал неписанный закон об эпиграфах и эпиграфах «авторитетных», но, кто бы это не был, пусть он меня простит. Потому что сборнику Сергея Зоткина таковые вряд ли потребуются. Разве что – те строки, которые вы видите чуть выше этого затянутого нелирического вступления, – строки самого Сергея. Ведь цикл «Порядок слов» – это действительно кардиограмма, в которой не найдёшь замысловатых крючочков-метафор, не услышишь писка выгибаемых на пределе человеческих возможностей рифм (какая рифма в верлибрах?), не найдёшь «рюшиков». Сергей берёт «простые» слова, расставляет их в нужном, с его точки зрения, порядке – и они, подчиняясь воле автора, превращаются в «мир в человеке» – и голос человека в мире. В этих человеческих мирах очень много человеческого и мирского, «бытовых» мелочей, мелких подробностей, антиаппетитностей, мини-эротизмов, наблюдений « в лоб», слов в уме… Если выражаться коротко, то в них много разного рода не-художественности и художественности, простоты – и глубины, которая кроется за самыми что ни есть «незначительными» событиями или замечаниями, только вот надо её разглядеть. Эти миры вращаются вокруг двух надоевших солнц – любви и околопоэтизма – но, поверьте, товарищи скептики и рифмоманы, наблюдать за их вращениями по меньшей мере интересно. Особенно рекомендую последний «стихо-оборот», «принимать» который советую внутри-душно (от слова душа), и непременно запасшись стаканчиком обыкновенной воды…
Редактор отдела поэзии, Маргарита Ротко
|