Сол Кейсер: А стоял я у Стены Плача.
Тайна прихода Машиаха (Мессии) - одна из величайших тайн, которые не дают людям покоя. И хотя считается, что ждут Машиаха ежедневно лишь иудеи, но ведь понятно, что для Него не будет ни эллина, ни иудея, что судить по грехам их будет он все народы... Сол Кейсер с помощью ветхозаветного пророка разгадал загадку - когда именно явится Машиах, сколько времени осталось до его прихода. Но главное, справедливо замечает Сол Кейсер устами своего лирического героя (наблюдателя, а не пророка) - не когда явится по наши души Мессия, а что люди должны успеть сделать, дабы его приход встретить достойно...
Все это изложено в рассказе кристально просто. Можно, наверное, вступить с автором в теологические дискуссии, можно объявить "пересчет" названной даты... Но вот от осознания того, что нужно сделать, да не в последние дни перед приходом Мессии, а прямо сегодня, чтобы ожидание не тяготило, не отмахнуться. Попросту говоря - жить надо так, словно Машиах придет уже завтра. Или вообще уже пришел, стоит на пороге, мнется, держа в поводу своего ослика, не знает, что сказать материалистически настроенным потомкам...
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
А стоял я у Стены Плача
А стоял я у Стены Плача.
(И.Бабелю)
- Хочешь поговорить, шейнер? - спросил он меня на ломаном русском языке.
Повернулся в его сторону. Мужчина - лет шестидесяти, высокий, в черном костюме и белоснежной рубахе, вывязанный простым узлом галстук. Черная широкополая шляпа, чуть сдвинутая на затылок, приоткрывала черные с проседью волосы, пейсы переходили в широкую, аккуратно постриженную бороду. Глаз не видно, он стоял ко мне боком, лицом к Стене, чуть сутулясь и покачиваясь иногда. «Сейчас попросит денег, предупреждали же меня» - подумалось.
- Мне жарко, хочу отдохнуть. Я вовсе не нищий, просто молюсь здесь. А ты – нет, я же вижу. И записку не принес. Могу помолиться за тебя.
Я стоял у Западной стены. Она была сложена из больших камней, когда-то умело обтесанных, размером примерно метр на два-три. Некоторые камни были побольше: до двенадцати метров. На внешней стороне выступала прямоугольная филенка. Впрочем, внутренней – давно уже нет. Эта стена поддерживала земляную насыпь, сделанную во времена Ирода для увеличения площади перед зданием Храма. Кладка делалась без раствора. Несколько рядов камней, затем насыпался грунт, снова кладка, но уже отступающая вглубь для придания стене большей устойчивости давлению земли. С годами стена надстраивалась. Поверх изначальной иродианской кладки идут рядов двадцать римской, византийской и позднейших надстроек. Это заметно: камни лежат чуть иначе, и они меньше.
В щели между камнями вложены тысячи записок…
Не принес записки, дядька прав...
Что-то вроде мха в трещинах кладки…
Нас высадили из автобуса. Группа была достаточно странной, из Америки только мы с женой. Остальные туристы - из России и Украины. Мы разделились на две части. Женщины пошли к правой стороне стены, мужчины же, взяв с маленьких столиков сделанные из толстой бумаги бесхитростные ермолки, направились к левой.
Впрочем, ничего странного нет: у Стены молятся днем и ночью, евреи и католики, православные и бахайцы. Традиция такая.
Я не верю в записки, не умею молиться. Просто хотел прикоснулся к двухтысячелетней кладке, видавшей счастье и страдания, слезы и лившуюся рекою кровь. Прикоснулся не от веры великой, а чтобы набраться от нее сил , покорности, терпения и многовекового умения смолчать. Или простить?
Стоявший слева парень из нашей группы молился вслух. Он просил у судьбы , «щоб дружина, квiтка моя, выдюжила операцiю. Мэнэ забери, хай вона живэ».
- Она не умрет, скажи ему, мне нельзя, - произнес сосед, мотнув головой в нашу сторону, - доживет до прихода Машияха. Мессии, по-вашему.
Итак, я отодрал руку от Стены Плача.
… «Господи, еще один Мерлин»…
- Вы уверены в том, что мессия скоро придет?
- Давай слегка отойдем от Стены, а то этот – кивнул головой в сторону какого-то коротышки в таком же черном костюме – не даст поговорить.
Мы вышли из постоянно падающей на молящихся тени и протиснулись через толпу в сторону солдат, готовившихся к даче присяги.
- Давно вы тут молитесь? - спросил я для поддержания разговора.
- С самого начала, с шестьдесят седьмого года, когда армия освободила Город, а то те не разрешали нам молиться здесь. …Сначала придет пророк Элияху-ханови от имени А-шема. За три дня до прихода Машияха. И сообщит всем о Его приходе. А Он станет судить.
- Всех?
Дядька поднял на меня свои огромные, впалые и бездонные глаза.
- Ты, наверное, грамотный человек. Волосы белые. Что ты читаешь? Ерунду всякую? Си-эн-эны свои смотришь? Как ты думаешь, насколько я старше тебя? Я тебе сам могу ответить. На возраст моей Книги. На тысячи лет.
- И ты живешь по этой книге?
- Да, - просто ответил дядька-Мерлин. Мало времени осталось, скажу тебе сейчас нечто важное. Как жить надо. Тора, а не Карл Маркс, дает нам мудрую подсказку, как жить надо.Веахавта лереаха камоха… И люби ближнего своего, как самого себя. Еще раби Акива говорил, что это основа всей торы, а Хилель, перефразировав эту заповедь, сказал: «Что ненавистно тебе, не делай другому». И еще сказано в Торе: «Не ходи сплетником в народе своем». Нам нужно перестать злословить, беречь свой язык от зла, а губы от обмана.
- Да это и в Библии есть, я читал…
- Читал… да что понял? А знаешь, когда придет Машиях? Там в пророчестве есть секрет. Зхарья сказал устами А-шема, что Машиях придет в то поколение, которое не будет этого заслуживать. Верхом на осле приедет. Если поменять в слове хамор-осел порядок букв, то получится хомер – материальность. И Махарал пишет об этом… Поколение, в которое придет Машиях, будет настроено материалистически. Вот и весь секрет. В недостойное время придет… Понимаешь?
И я вдруг понял, что моему Мерлину не нужен ответ.
И еще кое-что… Он знает больше, чем сказал. Вот оно что! Кажется, понял, что нужно делать. Я быстро посмотрел дядьке прямо в глаза и чуть улыбнулся. Тот вздрогнул.
- Трудно разговаривать с тобой: слушаешь и не слышишь, смотришь в глаза и ничего не видишь. Большой праведник умер не так давно на земле нашей. Рав Кадаури, святой человек. А такие люди, как он, посвятившие всю свою жизнь А-шему и Торе, не могут взять и сказать то, чего нет в реальности. А он, седой ты мой глупец, собрал больших рабаев и сказал, что Машиях уже находится в теле. И почти сразу умер после своего пророчества. На сто четырнадцатом году жизни…
- Так что, скоро Мессия будет здесь? Наступит конец Света?
- Гордыню уйми свою, шейнер, седой и глупый, слушать научись, думать… По еврейскому летоисчислению сейчас - 5770 год от сотворения мира, а в Талмуде сказано, что Машиях придет за двести лет до полного шеститысячелетия. Понял, вижу. Тридцать лет осталось. Вот за эти-то тридцать лет и увидим Машияха. В любую секунду, минуту, час, день… И если он медлит, все равно его надо ждать, потому что он придет обязательно.
А теперь, - ша! – Мерлин приложил палец к губам. - Твой президент – последний в истории. Америки, да и всех. Вот тут можешь поверить мне на слово, старому сверстнику своему, умеющему читать. Я готов к такому… А ты?
Мерлин отвернулся, чуть ссутулился и медленно пошел от меня в сторону Стены Плача, что-то бормоча про себя и подергивая аккуратно постриженной бородой.
А я?..
А я… Я остался стоять, ошарашенный величием этого старика, сверстника моего, впитавшего в себя мудрость понапрасну мигом пролетевших тысячелетий.
И тщетно мечтал лишь о том, что в последние их денечки научусь хоть как-то умению испросить у Бога привилегии смирения, уступчивости.
И, пожалуй, незаслуженного дара: способности простить человека.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Сол Кейсер: А стоял я у Стены Плача. Рассказ. Совет от знающего, как правильно ждать прихода Машиаха (Мессии). 27.09.10 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|