h Точка . Зрения - Lito.ru. Александра Ермолаева: Особенности национальной медицины или искусство выживать… (Критические статьи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Александра Ермолаева: Особенности национальной медицины или искусство выживать….

Александра Ермолаева представила ещё один очерк на болезненную тему. Болезненную — и в буквальном смысле — это больно читать, и в фигуральном — речь идёт о болезни, больницах, больных и страдающих людях. Фактура невесёлая. Жанр обозначен как «критическая статья». Автор критикует сложившееся состояние дел в здравоохранении, приводит острые щемящие примеры. Активная гражданская позиция А. Ермолаевой достойна уважения. Несколько сложнее обстоит дело с анализом явления и причин, его порождающих. Анализ (критика — по И. Канту) застревает в бытовой плоскости.

«Пока врачи продолжают смотреть на нас как на куски мяса, а не как на партнеров в процессе лечения, которым нужно объяснять все - от диагноза, особенностей течения болезни до способов его лечения и методов, применяемых конкретным врачом в отношении конкретного пациента.»
Вроде правильно, но если послушать врачей, - тех, настоящих, подвижников, услышишь: «Объясняй, не объясняй, а он прямо в больнице и закурит, и водочки тяпнет А станет плохо — врач виноват». Право же, кто виноват в том, что и пациенты и врачи находятся в системе, в грош не ставящей человеческую жизнь?
С одной стороны, автор честно предупреждает, что высказывает одностороннюю и субъективную точку зрения. С другой — осмысление действительности в тексте требует специфических усилий от автора и отхода от обыденной позиции..
Опасной тенденцией для начинающего публициста является «мычание», то есть злоупотребление местоимением «мы», в попытке достичь философских обобщений. Не резонным представляется так же отделять неких «нас» от врачей. Они тоже болеют и, представьте себе, попадают к некомпетентным и грубым коллегам. И умираю тоже.
При всём том, представляю этот текст на суд читателя с удовольствием и надеждой на то, что Александра Ермолаева со временем вырастет в глубокого аналитика.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Сергей Зубарев

Александра Ермолаева

Особенности национальной медицины или искусство выживать…

Статья 41 Конституции РФ: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

***
Разговор в кабинете врача краевой клинической больницы:
- Ну что, дед, ты еще сколько лет прожить-то хочешь?
- Ну, лет десять…
- Вот это ты замахнулся! Я-то в свои 38 и то на такое не всегда рассчитываю!
- Ну, хотелось бы, конечно подольше, на внуков посмотреть, правнуков дождаться…
- Не знаю, дед… От меня-то ты чего хочешь? В твои годы и с твоим здоровьем уже особо ничем не поможешь….
Через год после этого разговора 70-летний «дед» умер от инсульта, так и не дождавшись ни помощи и уж тем более ни понимания, ни сожаления врачей.

***
Коридор все той же больницы. Душно, тесно, тускло, узкие проходы с несколькими лавочками, которые старше некоторых пациентов. Три человека на один квадратный метр. Один кабинет на сорок человек. Прием врача длится четыре часа. Прием одного пациента затягивается на пятнадцать-двадцать минут, что за отведенное время позволяет принять менее двадцати человек. При очередном скрипе двери каждый с надеждой оглядывается на кабинет, надеясь увидеть выходящего обслуженного пациента, но в очередной раз видит выбегающего врача или мед. сестру. Снова бесконечное ожидание.
Среди множества звуков и голосов отчетливо различается диалог:
- Таня, пойдем отсюда!
- Папа, ну как пойдем? Мы же еще не попали к врачу!
- Ну и что! Не хочу больше здесь сидеть! Надоело все!
- Ну, давай еще немного подождем, уже скоро наша очередь.
- Сколько можно ждать?! Это издевательство какое-то над людьми!
- Папа, ну тебе же обязательно нужно попасть к этому врачу…
- Мне уже все равно, не нужны никакие врачи…
Спустя еще полчаса ожидания и после очередного выбегания врача из кабинета Михаил Федорович не выдержал, встал и пошел, в сердцах махнув рукой. Татьяна побежала догонять отца. Она очень хотела, чтобы он попал к этому доктору, ведь они приехали к нему за 650 километров, из глубинки, где нет таких «хороших специалистов».
Через полгода Михаил Федорович умер. На прием к врачу он так и не попал…

***
Ноябрь 2010 года. Маму увозят в районную больницу с приступом почечной колики. Там в течение нескольких дней ей ставят капельницы с обезболивающим, после чего принимают решение выписать. На вопрос о том, почему боль не прошла до конца, ей отвечают, что сейчас в больнице нет врача-уролога (он уехал на специализацию) и достоверно поставить диагноз, назначить соответствующее лечение они просто не могут. Кроме того, УЗИ и рентген показал, что камней в почках нет и что в целом все в порядке. Мама приезжает домой, и вроде бы поначалу все нормально. Но приступы возвращаются с новой силой и частотой. В какой-то момент она вновь не выдерживает и едет в ту же районную больницу, в которой по-прежнему нет уролога. Проходит тот же курс капельниц и при выписке получает ТАЛОН в краевую поликлинику на консультацию к врачу-урологу. В талоне значится дата, которая наступит только спустя МЕСЯЦ!!! Ситуация складывалась таким образом, что человек должен был мучиться еще МЕСЯЦ С ЕЖЕДНЕВНОЙ ОСТРОЙ БОЛЬЮ, при этом даже не имея точной информации о ее причинах. И после этого попасть даже не в стационар краевой больницы, а только на консультацию «специалиста»!!!
Не выдержав этой вопиющей несправедливости и абсурдности ситуации, я в отчаянии набрала номер Министерства здравоохранения края. Я не знала, что я скажу и чего добьюсь этим звонком, но я понимала, что это единственный вариант на данный момент. Меня соединили со специалистом отдела организации медицинской помощи, которой я изложила всю сложившуюся ситуацию. Она дала мне номер телефона заведующей краевой поликлиникой и сказала следующее: «Она заведует талонами, объясните ей ситуацию, скажите, что вас переадресовали из Министерства, и чтобы она оформила вам талон на более ранний срок». Поблагодарив за помощь, я позвонила по указанному номеру, но там… никто не ответил. Я позвонила еще раз, и еще, и еще… Я набирала заветный номер бесконечно долго, каждый раз надеясь услышать голос на другой стороне. Так прошло полдня. Безуспешно набрав номер в очередной раз, я вновь позвонила в Министерство и сообщила о своей неудаче. После этого меня соединили с другим специалистом того же отдела со словами «может быть, он вам чем-то поможет». Другой специалист оказался в тот момент занятым совещанием и попросил перезвонить через два часа. С трудом дождавшись назначенного времени, я вновь набрала номер. На этот раз специалист смог меня выслушать, после чего пообещал решить этот вопрос и назначил новое время для звонка – вечернее. Дозвонившись до него вечером, я получила информацию о том, что моя мама может приезжать и что ее обязательно примет врач, но какой именно, пока неизвестно и решится это в течение следующего дня. На том и расстались до утра. Утром дозвониться до специалиста не получилось, я вновь занервничала, при том, что мама в сопровождении папы уже ехала в Красноярск. В итоге окончательные инструкции с указанием места, времени встречи, именем врача и номером его сотового телефона были получены мною от специалиста только поздним вечером; все это я услышала и записала, позвонив на его сотовый телефон!!! Вот так в течение двух суток я вела бесконечные переговоры, «пробивала лед» этой заржавевшей и неповоротливой системы. Наверное, это какое-то чудо, что лед все-таки поддался.
Следующим утром мама встретилась с лучшим урологом нашего края. В результате диагностических исследований выяснилось, что в ее почках два камня больших размеров, и ей показана срочная операция! Ни того, ни другого камня морально и физически устаревшие аппараты районной больницы попросту не выявили! Страшно предположить, что могло бы быть, если бы она стала ждать наступления даты, указанной в талоне!
Слава Богу, операция прошла хорошо, и мама благополучно после нее восстанавливается.

***
Моей сестре, попавшей в больницу с диагнозом «острый пиелонефрит», сделали операцию лишь спустя неделю после ее поступления в лечебное учреждение, после того, как она предложила врачу деньги. Как только она заплатила… двадцать тысяч рублей (!), отношение врачей и медицинского персонала волшебным образом изменилось в полярную сторону! На их лицах вместо «кислых» и «вялых» гримас вдруг автоматически заиграли «улыбки». И все они активно принялись лечить мою сестру. Чем они занимались до этого и как собирались безоперативно устранить заболевание, которое иным способом не лечится и что было бы со здоровьем моей сестры, не предложи она деньги, остается загадкой.

***
Мужу тоже «посчастливилось» столкнуться с прелестями нашей медицины. У него обнаружилось заболевание кишечника, которое лечится только оперативным путем. После всех объяснений особенностей заболевания врач плавно перешел к тому, что бесплатную операцию ждать очень долго (не меньше полугода), в то время как заболевание будет активно прогрессировать. Что в нескольких учреждениях можно сделать эту операцию платно, в том числе и у него в другой больнице, и что стоить это будет от двенадцати до двадцати тысяч рублей. И если он вдруг надумает, то вот визитка с номером телефона.
Естественно, «тянуть» с этим мы не стали и уже через месяц тот самый врач сделал мужу операцию за двенадцать тысяч рублей. Справедливости ради стоит сказать, что сделал он все качественно и даже несколько раз приезжал домой делать перевязки и отслеживать процесс заживления.

***
Я тоже не стала исключением. Но столкнулась с особенностями платной медицины. Я обратилась в частную клинику по поводу своего женского здоровья. Я заранее туда позвонила и узнала, что первичная консультация будет стоить 400 рублей + анализы + лечение – 3.000 рублей. Я подсчитала, что все это обойдется мне примерно в 4.000-4.500 рублей и решила, что это нормально, и мы можем себе это позволить.
В результате только после первого посещения я оставила там 3.000 рублей! Придя туда через неделю, я выяснила, что в результате анализов у меня выявлена инфекция + у меня воспаление, которое сродни предраковому состоянию! Я опять должна была заплатить за консультацию 400 рублей и 900 рублей… за схему лечения, которую мне распишет врач! Я была настолько возмущена этим. А, за что, простите, я плачу 400 рублей? За консультацию? Что входит в ее понятие? То, что врач откроет свой рот и озвучит мне результаты анализов? Читать я и сама умею! Что это за консультация такая, в которую даже не входит назначение схемы лечения??? В итоге я даже не стала заходить в кабинет врача, забрала все свои выписки и ушла оттуда, не заплатив им больше ни рубля.
И поехала в независимую лабораторию. Там сдала все те же анализы. И каково было мое удивление, возмущение и, с другой стороны, облегчение, когда ни один из поставленных в частной клинике диагнозов, не подтвердился!!! Да, было небольшое воспаление, но не предраковое состояние!!! Каких только мыслей в моей голове за это время ни пронеслось!

***
Вот так все эти невыдуманные истории демонстрируют нам особенности соблюдения нашего права на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленного Основным законом государства.
Никто из простых граждан в нашем государстве не застрахован от непрофессионализма, дилетантства, хамства и равнодушия врачей. Никто из простых граждан не может рассчитывать на полноценное и качественное медицинское обслуживание во всех смыслах этого слова. Я считаю, что наше государство просто не вправе называть себя правовым или тем более социальным, пока в нашей стране происходит такое:
Пока умирают беременные женщины со своими почти родившимися детьми только потому, что бездарные медицинские работники (даже не хочу называть их врачами) не могут верно определить причину ухудшения ее состояния и возят по городу из одной больницы в другую в течение 8 часов.
Пока умирают еще не рожденные дети внутри утробы своих матерей по причине отказа принять их в родильный дом в связи с отсутствием мест, и лежат внутри мамы еще несколько дней, потому что эти медицинские палачи ждут, пока он начнет разлагаться внутри нее. А женщина, все еще беременная, но матерью так и не ставшая, смотрит на свой большой круглый живот и чувствует своего малыша, но еще до конца не осознает, что жизнь там внутри уже оборвалась, что она никогда не услышит крика своего младенца и не увидит его открытых глаз, что муки родов не закончатся счастливой измученной улыбкой, и что слезы ее будут не от радости…
Пока с рожениц берут деньги за то, что итак по закону им обязаны обеспечить и предоставить, и продают места в палатах, условия проживания в которых абсолютно ничем не отличаются от условий во всех остальных, кроме того, что они предоставлены за деньги!
Пока молодых мам с заболевшим двухнедельным младенцем на руках определяют в обшарпанные подвально-подсобные помещения в связи с нехваткой свободных мест в палатах.
Пока детские врачи бригады «скорой помощи» предъявляют претензии молодым родителям, что их ребенок недостаточно сильно заболел для того, чтобы вызывать «Скорую» и проходят в комнату к больному ребенку в грязной уличной обуви, не надев даже бахилы!
Пока на всех уровнях от министра и губернатора до врача и медицинской сестры говорят о необходимости массовой вакцинации, но при этом сами медицинские работники отказываются от этого «блага» для своих детей. Пока участковые педиатры получают деньги в карман за «липовые» прививочные сертификаты, а потом отчитываются о 100%-ной вакцинации и «достаточной иммунной прослойке». Пока их премия складывается из количественных показателей прививочного охвата, и они ради этого готовы ставить прививки даже больным и ослабленным детям.
Пока выгоднее становиться инвалидом, чтобы получать льготные рецепты на дорогостоящие лекарственные препараты, чем стараться сохранить свое здоровье.
Пока врачи отказываются полноценно и квалифицированно помогать пожилым пациентам, ссылаясь на то, что им «уже немного осталось».
Пока и без того серьезно больные люди продолжают терять сознание в бесконечных очередях душных, узких, грязных коридоров онкоцентров.
Пока «живут» эти «идиотские» ТАЛОНЫ, за которыми надо прийти в 6 утра, отстоять бесконечную очередь и потом увидеть, как они закончились на предыдущем человеке! Как это смешно и одновременно грустно, и больше всего глупо в эпоху телефонной связи и Интернета стоять в очереди за каким-то талоном, за бумажкой, которая делает из врачей маленьких «божков».
Пока «тетки» в регистратурах продолжают считать себя центрами Вселенной.
Пока работают врачи, которые без денег не готовы пошевелить и пальцем для пациента.
Пока врачи продолжают смотреть на нас как на куски мяса, а не как на партнеров в процессе лечения, которым нужно объяснять все - от диагноза, особенностей течения болезни до способов его лечения и методов, применяемых конкретным врачом в отношении конкретного пациента.
Пока главным стимулом для действия врачей продолжает оставаться боязнь потерять все свои категории и регалии.
Пока к лечению людей допускаются бездарные, бесчеловечные, и даже жестокие люди.
И т.д. И т.п……
Врачи ругают нас за то, что мы «запускаем» болезни, дожидаемся осложнений, занимаемся самолечением, и только, когда ситуация становится критической, обращаемся к ним. Почему? Думаю, на этот вопрос я ответила выше. Ведь мы знаем, через что нам придется пройти, прежде чем получить ту самую медицинскую помощь. Мы не хотим со всем этим связываться и лучше потихоньку поболеем дома в надежде на то, что «само пройдет». Мы не уверены, что помощь будет оказана верно, и принесет пользу, а не вред.
Казалось бы, у нас есть альтернатива – платная медицина. Там нет очередей, все приемы по записи, врачи улыбаются и очень вежливы, техника – самая современная. Пожалуйста, выбор за нами. Все бы хорошо, если бы в России каждый не стремился нажиться на ближнем своем. Ведь получается так, что любая манипуляция врача частной клиники – от открытия рта и поднятия руки до выписки рецепта – является платной. И цены эти, на мой взгляд, необоснованно завышены в 2-3 раза. Особенно, если учесть, что врачи этих супер-новомодных клиник все из тех же поликлиник, где аналогичные манипуляции они выполняют совершенно бесплатно, правда, уже без улыбок. Да и здесь, как можно увидеть, на достоверность диагноза и качество назначенного лечения никто гарантий не дает.
Но все-таки нельзя говорить об этой теме, рассматривая лишь одну сторону медали. Конечно, есть и хорошие врачи, чуткие и квалифицированные. Я рожала ребенка в обычном родильном доме и совершенно бесплатно. При этом все было хорошо – и отношение, и условия, и муж любимый рядом; никаких претензий к персоналу у меня не возникло. Есть хорошие педиатры, которым действительно не безразличен каждый ребенок; есть хирурги от Бога, которые ежедневно спасают жизни. Есть ласковые мед. сестры, которые выполняют работу с улыбкой на лице, несмотря на низкую оплату их тяжелого труда.
Проблемы в этой сфере были, есть и будут всегда. И причинами тому служит, как каждый отдельный медицинский работник, так и система в целом. С одной стороны, медики загнаны в условия низкой заработной платы, плохих условий труда, большой нагрузки, повышенной ответственности и т.д. Но с другой стороны, для них все это становится причиной для безразличного, бесчеловечного, шаблонного, попустительского, конвейерного отношения к пациенту. Из частей складывается целое, поэтому каждый такой «врач» вносит свою лепту в укрепление этой системы.
Попадая в ячейку этой беспощадной системы, мы становимся участниками игры, в которой кому-то везет, а кому-то нет. Мы балансируем от края к краю, пытаясь выжить в этих сумасшедших условиях. Исход всего этого зависит от нашей собственной удачливости, разумности и ЖЕЛАНИЯ «врача» нам помогать.
Мы вынуждены соглашаться на шантаж со стороны медиков и платить им деньги, потому что понимаем, что от этого зависит наша жизнь. Они легко манипулируют нами, ведь ценность того, что стоит на кону, не опровергнет никто – это наше здоровье и даже жизнь. И мы согласны на все, лишь бы оставаться в ряду живущих.
По большому счету, особого выбора у нас нет, и потому мы вынуждены ежедневно ДОВЕРЯТЬ этим самым разным людям, носящим гордое звание «ВРАЧ», здоровье и жизни самих себя, наших самых дорогих любимых людей – родителей, детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер.
Говорить на эту тему всегда сложно, поскольку она очень неоднозначна и многогранна. Я попыталась описать ее глазами простого обывателя. Уверена, найдутся люди, желающие мне возразить, и, наверное, будут, правы. Ведь опыт у всех разный, но у меня, к сожалению, он такой.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александра Ермолаева
: Особенности национальной медицины или искусство выживать…. Критические статьи.
Доктор сказал: "В морг", значит - в морг.
13.02.11

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275