Василий Лифинский: Резиновая живопись..
Критическая статья Василия Лифинского "Резиновая живопись", на мой взгляд, - отличный образец для понимания, какой публицистика быть не должна, и почему. Можно было бы не публиковать эту статью... но как тогда "на пальцах" объяснить потенциальным авторам нашей рубрики, какие приемы для настоящей публицистики не только не полезны, но и вредны?.. А тут - очень удобно, на каждый тезис найдется иллюстрация!
Во-первых и в-главных, это прием обобщения, тем паче бездоказательного обобщения.
«Век двадцатый, но еще более двадцать первый, безошибочно и смело можно назвать эпохой Вырождения. Доблестные рыцари, галантные кавалеры, честь и достоинство, порядочность и доброта во все века были не через край, но такого массового падения нравов и морали, той могильной глубины, как сейчас, не было никогда. Разнузданность считается чуть ли не добродетелью, пошлость становиться обыденностью". Да ну? Получается, что автор эссе ничего не знает о быте и нраве горожан западноевропейских городов и знати, процветавших в то самое время, когда Леонардо писал свою «Джоконду». Получается, что автор не читал «Декамерона». Или, если и читал, то решил, что он нас не касается – ибо это как раз пример западного разврата в его апогее?.. Но почему же тогда «Джоконда» (а не, скажем, «Троица» Рублева) назначена Лифинским на роль нравственного мерила?
«Почему французы не выставляют на торги «Джоконду»? Ответ прост: национальное достояние не продается. Почему Потанин в 2002г. за «смешную» сумму в миллион долларов купил один из подлинников Малевича? Потому, что «квадраты» продаются. А как же полотна других великих мастеров, возразят мне, ведь они тоже продаются? Ответ не сложен: мерилом всего в эпоху Вырождения стали деньги. Торгуют картинами, женщинами, гильотинами, человеческими органами, совестью. Продаются политики, судьи, государственные секреты, места в правительстве, думе и в других цирках». То есть раньше никогда в истории человечества не было коррупции, взяточничества, корыстных интересов? Художники Возрождения творили исключительно из любви к чистому искусству, питаясь в процессе создания картин воздухом… И сам Леонардо не написал «Джоконду» на основании, выражаясь сегодняшним языком, договора возмездного оказания услуг с флорентийским купцом Франческо дель Джокондо (отчего, собственно, и пошло второе название портрета). На нем изображена Мона Лиза (госпожа Лиза), в девичестве Лиза Герардини, жена купца дель Джокондо, мать пятерых детей – у знати считалось престижным иметь собственные портреты, вот купчина и привлек великого художника к работе... А что вместо стандартного портрета получился шедевр – так ведь гениальность произведения искусства заведомо измеряется тем, что результат превосходит замысел. Но вся эта фактография не имеет значения для стройной концепции Василия Лифинского.
«Церковь так далеко отделилась от государства, что из той дали не видит все ускоряющего разложения общества». Пардон, какая именно церковь – речь-то, вроде, идет сразу о целом мире, по крайней мере, о России и Европе? Православная, действительно с 1918 г. отделенная от государства Советского, но в сегодняшней России неустанно аннексирующая себе некоторые функции государственной экономики, в частности, акцизы на торговлю спиртным и табаком? Или любая западная конфессия, от государства никогда и нигде не отделяемая?
«В учебниках и прессе без устали выворачивается наизнанку нижнее белье России». Любопытно, как оно выглядит, это «нижнее белье» России? Если Василий Лифинский ведет речь об открытии «белых пятен» в истории России, то грех не знать, что этот процесс сейчас как раз «сворачивают», предлагая опять считать наше прошлое повально славным и безгреховным. Может быть, автору это и приятно… Но читателям было бы приятнее, если бы вместо броского физиологического образа эссеист привел бы конкретный пример того, что он имеет в виду. Свои тезисы надо подкреплять аргументами. Примерно так, как я сейчас делаю.
«Почему мы от эпохи Возрождения приползли к эпохе Вырождения?». Мы – это, простите, кто? Мы, православные? Так в России не было эпохи Возрождения, ее миру оставил «гниющий Запад»… Или «мы, все прогрессивное человечество»? Тогда давайте определяться, антагонисты «мы» со вредоносной западной цивилизацией, или все же духовные братья? А если второе, то с какой стати на братьев сыплется столько упреков, когда с ними проще договориться на духовном же языке?..
И так далее можно выискивать обобщения, но уже лень, ибо концептуальных ошибок у Василия Лифинского много.
Во-вторых, не следует обильно рассыпать утверждения, которые невозможно проверить, за которые автор никак не может поручиться:
«Во всем западном мире «нет ничего милей, чем гейпарады гей»» - помилуйте, Василий, откуда Вы это знаете? Может, кому-то в западном мире вовсе милей рыбалка?.. Это опять пример бездоказательного обобщения, да еще и «фантастического». Как, впрочем, и все обобщение, на котором построена статья, что авангардное искусство суть показатель всемирной духовной деградации…
«Удельное Московское княжество вот уже не одно столетие на распутье. Входить в состав государства не спешит, а остальным российским землям жить без столицы милее и спокойнее, что слава Богу». Это противоречащее истории и политологии утверждение можно, конечно, счесть выразительным образом противостояния Москвы и периферии, но можно и выражаться более аккуратно (это я автору говорю).
«Правозащитники на стороне кого угодно. Руки прочь от педофилов! Даешь им детские сроки! Свободу растлителям!» - хоть один пример освобожденного с помощью правозащитника педофила привести слабо?
«Не родился, да и не родиться тот критик, который усомнится в художественных достоинствах «Джоконды» Леонардо да Винчи». Нельзя утверждать так категорично, что «не родится». Не в человеческих силах это доказать! Хотя бы сказали «вряд ли родится»…
«Как поистине гениальный человек, на века опередивший свое время, Леонардо да Винчи обладал даром предвиденья и заглядывал в будущие столетия. И, разумеется, Леонардо да Винчи знал, что в ХХ веке будет создан другой, еще более великий «шедевр» и величие этого «шедевра» будет заключаться в той темной и негативной силе, которая напрочь перевернет все представления в живописи о добре и зле». Очень смелое утверждение! Может, Вы Леонардо с Нострадамусом перепутали? Одно дело – нарисовать чертеж летательной машины, похожей на вертолет, другое – прозревать будущее в деталях. На это способны только святые отцы, и то по Божьему соизволению, говорит Православная церковь, - каковым Леонардо не был.
«Единственно, что хотел и к чему стремился авангардист, ему удалось. А хотел он свести свою картину к нулю, а затем пойти еще дальше и создать что-то меньшее нуля. Вот этот замысел Малевича воплотился сполна». Извините, Василий, Вам это лично К. Малевич сказал – чего он хотел? Вы его дух вызывали на спиритическом сеансе? Или Вы нашли его дневники, где изложены по пунктам его потаенные злобные желания? В случаях, когда говорите за другого человека, допустимо только сослагательное наклонение глаголов и только предположения, но не заверения! Например, грамотно у Вас построена фраза: «Почему так загадочно улыбается Мона Лиза? На мой взгляд, ей одновременно и тревожно, и любопытно, и смешно, и страшно,- и непонятно». Правильно – только на Ваш взгляд так. На мой взгляд, она улыбается, довольная тем, что у нее появится портрет – не чета соседкиному, потому что для той старался безвестный живописец, а для нее муженек ангажировал самого Леонардо, о котором болтают, правда, всякое, но зато он очень популярный художник… И такой красавец, пресвятая Дева, долго ли до греха?..
«Как повернулся язык назвать «Черный квадрат» иконой?». У кого, простите, сорвалось этакое? Если знаете факты, что некто называл «Квадрат» иконой, тут же приводите их, рядом со своими утверждениями. Сам Малевич, полагаю, не в счет, как человек, глубоко психически нездоровый и экстатически верующий (католик – все же христианин, а я так и не пойму, к какой из церквей Вы апеллируете).
«И при этом нас пытаются убедить в том, что мы не доросли до понимания таких знаковых и «выдающихся» произведений, что наших высших образований не хватает для постижения вселенских замыслов «небожителей» от искусства». Кто пытается убедить? Имена, адреса, пароли, явки… цитаты…
«Кто при загрузке компьютера на мониторе видит «Джоконду»? А что мы видим?» - Василий, я не знаю, что видите Вы при загрузке своего компьютера, но лично знакома с людьми, у которых открывается даже «Апофеоз войны» Верещагина – представляете такую картину?.. Опять же, уверены ли Вы, что у каждого второго компьютер загружает первым делом именно «Черный квадрат»?..
«А от черных квадратов чернеют души». Не говорите обо всех, говорите о себе! Ваша душа не почернела, судя по этой гневной филиппике!..
В-третьих, публицистика предполагает умение делать выводы из сказанных Вами же слов. Или «подталкивать» людей к неким выводам. В данном тексте вывод сделанный и «намеченный» противоречат друг другу: первый состоит в том, что авангардная живопись оказала страшное, разрушительное духовное воздействие на жителей всего мира (и он не доказан). Второй состоит в том, что лично Василий Лифинский активно не приемлет авангардное искусство, сосредоточенное для него в основном в «Черном квадрате», считает его некрасивым и вредным и расстраивается от того, что не все разделяют его вкус. Второй вывод, в отличие от первого, бросается в глаза. Для публицистической статьи негусто. Ни одного конкретного примера персональной деструкции любителей авангардизма, ничего, о чем стоило бы говорить предметно.
Стоило ли огород городить с подробным разбором не задавшейся с самого начала статьи? Стоило. Мне хотелось показать нашим авторам, что ваше личное неприятие художественного явления – это еще не предмет для публицистических эссе. Даже для заметок. Максимум – для личного блога где-нибудь в социальной сети (не путать с ТЗ!). Надеюсь, что мои ожидания оправдаются, и авторы будут предъявлять обдуманные и грамотно выстроенные тексты. Всем удачи!
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Резиновая живопись.
Век двадцатый, но еще более двадцать первый, безошибочно и смело можно назвать эпохой Вырождения. Доблестные рыцари, галантные кавалеры, честь и достоинство, порядочность и доброта во все века были не "через край", но такого массового падения нравов и морали, той могильной глубины, как сейчас, не было никогда. Разнузданность считается чуть ли не добродетелью, пошлость становиться обыденностью. Женщин вытесняют резиновые куклы. Во всем западном мире «нет ничего милей, чем гейпарады гей». Светское представление о пороках идет вразрез с церковными канонами. Забугорная культура направлена на размагничивание стрелок, указывающих правильные ориентиры и здравый смысл. Никто не верит, что вначале было слово, все знают, что вначале были деньги.
Удельное Московское княжество вот уже не одно столетие на распутье. Входить в состав государства не спешит, а остальным российским землям жить без столицы милее и спокойнее, что слава Богу. Страну поделили на «поляны». Церковь так далеко отделилась от государства, что из той дали не видит все ускоряющего разложения общества. В учебниках и прессе без устали выворачивается наизнанку нижнее белье России. Творческая интеллигенция рукоплещет нынешней власти и с удовольствием принимает очередные ордена и звания. Правозащитники на стороне кого угодно. Руки прочь от педофилов! Даешь им детские сроки! Свободу растлителям! Мир перевернулся.
Но что нас прибило к столь печальному берегу? Почему мы от эпохи Возрождения приползли к эпохе Вырождения? Попытаемся ответить на эти вопросы и осветим только одну сторону духовной жизни – живопись.
Величайшее из полотен, картина, в которую был влюблен сам автор и с которой он не расставался всю жизнь, работа, восхитившая весь мир и которая по сей день продолжает будоражить умы и сердца миллионов людей, несомненно, останется великим произведением и для потомков. Не родился, да и не родиться тот критик, который усомниться в художественных достоинствах «Джоконды» Леонардо да Винчи. Любой из простых смертных чувствует себя беспомощным перед могущественной красотой этой картины. Как поистине гениальный человек, на века опередивший свое время, Леонардо да Винчи обладал даром предвиденья и заглядывал в будущие столетия. И, разумеется, Леонардо да Винчи знал, что в ХХ веке будет создан другой, еще более великий «шедевр» и величие этого «шедевра» будет заключаться в той темной и негативной силе, которая напрочь перевернет все представления в живописи о добре и зле. Всю свою гениальность, весь божественный талант Леонардо вложил в улыбку Моны Лизы. Художник понимал, что через сотни лет в одном из знаменитых музеев мира произойдет встреча двух самых загадочных и обсуждаемых полотен мира. Только тогда раскроется великий замысел итальянца, когда в одном из залов музея на противоположных стенах будут выставлены «Джоконда» и «Черный квадрат» Казимира Малевича. И только тогда все живущие на Земле разгадают таинственную улыбку прекрасной флорентийки.
Автор «Черного квадрата» неоднократно без ложной скромности утверждал, что его творенье - апофеоз и армагеддон изобразительного искусства, что картина закрывает главу под названием «живопись», что его полотно – ВЕРШИНА и КОНЕЦ искусства. Так же Малевич скромно заявлял, что подделать «Черный квадрат» невозможно, так как в любой копии не будет видна бесконечность вселенной. Некоторые ценители этой картины договорились до того, что Малевич предвосхитил открытие «черных дыр» в космосе. В ХVII в. Спиноза заметил, что конечный мозг не может понять бесконечность вселенной. Как мы видим, нидерландский философ ошибался. Мозг Казимира Малевича добрался до таких вершин, которые даже не снились по-настоящему великим художникам эпохи Возрождения. Зачем гениальных покойников заставлять переворачиваться в гробу? Почему такое неуважение к одаренным и знаменитым усопшим? Единственно, что хотел и к чему стремился авангардист, ему удалось. А хотел он свести свою картину к нулю, а затем пойти еще дальше и создать что-то меньшее нуля. Вот этот замысел Малевича воплотился сполна.
Как нельзя восхищаться сожжением веками намоленных икон, так и не приемлема их подмена рисунками или картинками! Почему художник, который в полном здравии и отдает отчет своим действиям, на место, предназначенное иконе, ставит черную картину? Как повернулся язык назвать «Черный квадрат» иконой? Православный этого никогда бы не сделал. В 1929г. Малевич был назначен Луначарским КОМИССАРОМ Наркомпроса. Много ли вы знаете верующих комиссаров? Но при этом толпа восторженных голубо-розовых поклонников чуть ли не в обморок падает от черной магии этой картины, утверждая, что полотно через невидимую воронку затягивает их в зазеркалье. Удивляет целенаправленность и упорство, которое проявляют так называемые эксперты при навязывании нам резиновой живописи. За новаторство, уникальность и оригинальность в наше время выдается все то, что не в каждом воспаленном мозгу и не каждый день «рождается». Большими художниками чуть ли не называют тех, кто в музее перед картинами «ходит по-большому». Давайте вспомним «великие» творения Зураба Церетели, стоявшие не одного инфаркта искусствоведам и простым москвичам. А американские «великие» мыслители, как алкоголик Полак со своим «шедевром» «Лавандовый туман», а «магия» и «чары» полотен Ротко? А тонкие прямые карандашные линия Агнесс Мартин разве не вызывают трепетные ощущения счастья? Проведи она через всю картину одну тонкую линию сантиметром ниже или выше, то даже страшно подумать, что «шедевр» мог и не состояться. И при этом нас пытаются убедить в том, что мы не доросли до понимания таких знаковых и «выдающихся» произведений, что наших высших образований не хватает для постижения вселенских замыслов «небожителей» от искусства.
Почему французы не выставляют на торги «Джоконду»? Ответ прост: национальное достояние не продается. Почему Потанин в 2002г. за «смешную» сумму в миллион долларов купил один из подлинников Малевича? Потому, что «квадраты» продаются. А как же полотна других великих мастеров, возразят мне, ведь они тоже продаются? Ответ не сложен: мерилом всего в эпоху Вырождения стали деньги. Торгуют картинами, женщинами, гильотинами, человеческими органами, совестью. Продаются политики, судьи, государственные секреты, места в правительстве, думе и в других цирках.
Обратимся к главному вопросу. Почему так загадочно улыбается Мона Лиза? На мой взгляд ей одновременно и тревожно и любопытно, и смешно и страшно,- и непонятно. А вдруг нынешнее поколение выберет резиновую живопись, и «Черный квадрат» победит. Ведь тогда замалюют все великие картины во всех музеях мира черной краской! По одной из версий Малевич закрасил не понравившуюся ему картину (отсюда квадрат, а не от гениальной идеи). Черные квадраты смерти уже проникли в каждый дом. Кто при загрузке компьютера на мониторе видит «Джоконду»? А что мы видим?
Малевич действительно создал немало удивительных рисунков в отечественной текстильной промышленности для тканей из ситца и льна. Может все-таки его главным шедевром правильнее считать платье в изумительную черную клеточку? Вот тут не грех снять шляпу и парик перед его творчеством.
А от черных квадратов чернеют души.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Василий Лифинский: Резиновая живопись.. Критические статьи. Пример, как найти предмет для разговора там, где его нет. Сначала этот пример подал Василий Лифинский, затем - я. 11.03.11 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|