Татьяна Гринкевич: Полесье Короткевича.
В таких случаях говорят "Хорошо, но мало!". Я бы с удовольствием прочитала этот репортаж Татьяны Гринкевич в "развернутом" виде, с большим количеством подробностей - хоть о Короткевиче, о котором российские школьники слыхом не слыхивали (типа, писатель "братского народа", а не классик из намертво, до отвращения затверженной программы), хоть о Полесье, до сих пор рождающем легенды и слухи...
Горькая судьба была у Владимира Короткевича! Оказывается, с удивлением выяснила я только что в сети, у него были и другие романы, кроме исторических "Дикой охоты" да "Седой легенды" - я не путаю, именно там женщину ослепили, чтобы выполнить клятву - и она больше не увидела возлюбленного? Но ко всем ним находила, к чему придраться, цензура... А по его сценариям фильмы или не снимались, или отправлялись с монтажного стола прямиком на полку... Хуже скажу: и сегодня, когда, казалось бы, давно ушла в прошлое литературная цензура, к наследию Короткевича относятся скептически. Мне довелось слышать от одного человека, именующего себя "политологом", что, мол, романы типа "Дикой охоты..." вредны, потому что создают иллюзию суверенной истории, которой у Беларуси не было (!) - и не должно быть геополитически, так как история "братских народов" должна поверяться по истории Российской империи...
Пусть эта сентенция останется на совести "самоназначенного" политолога! Владимир Короткевич написал замечательные исторические романы. И здорово, что они у нас есть! А что касается истории... Как доказывает Татьяна Гринкевич в своем коротком мастерском репортаже, ее "не задушишь, не убьешь"! Даже местечко, "девальвировавшее" до деревушки, свято хранит воспоминания о своей славной старине. Это было! И история складывается из множества локальных хроник, а не из "магистральных линий" тех или иных идеологических учений, каковы бы они ни были.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|
Полесье Короткевича
Полесье Короткевича
Конечно, в Лахву, деревню Лунинецкого района, я хотела бы попасть летом. Увидеть берега Припяти, заросшие ивняком, послушать тишину, прерываемую всплесками черной воды реки Смердь и стрекозьим гудением, почувствовать это Полесье таким, каким описал его Владимир Короткевич, побывавший в здешних местах. Не получилось. Судьба привела меня в Лахву зимой, когда село стоит бело-белое, утонувшее в снегу.
Белым бела и Смердь, которую здешний люд за болотистые берега да темную воду зовет Смертью. А еще за то, что в далеком 1984 году у места ее впадения в Припять закончился водный поход писателя по Полесью. Через несколько дней оборвался и его земной путь. А память о встрече Корткевича с речкой Смердь навсегда осталась в строках очерка «Земля под белыми крылами»: «Река с некрасивым названием Смердь - однако, одна из прекраснейших речек, которые мне довелось увидеть в моей жизни. Где-то километров за десять до впадения в Припять река начинает дробиться на рукава. Получается несколько островов, связанных деревянными мостами. На этих островах хаты, которые тонут в садах. Вода в рукавах темно-зеленая, с солнечными пятнами, а над ними вербы переплелись в сплошные тоннели. В этих тоннелях, во мгле целые очереди челнов…».
О Смерди-Смерти в Лахве много чего порассказать могут. Ну, к примеру, то, что речка несколько раз меняла свое название – была и Ляховой рекой, и Лахвой, и лишь потом стала Смердью. И текла она раньше другим руслом. Старица и сейчас вдоль одной из деревенских улиц проходит, а весной в сильные разливы заполняется водой. А смене русла нет ничего мистического – это дело рук человеческих.
- Поссорились лахвенский помещик и любанский (Любань – соседняя деревня), - неторопливо рассказывает мне местный краевед, пенсионер Константин Пилипцевич. – Вот наш и приказал крестьянам русло перекопать – Смердь ведь от нас к Любани идет. Чтобы, значит, любанским воды не досталось…
Пилипцевич много лет собирает все, что связано с историей родной деревни. С удовольствием показывает мне довоенные фотографии Лахвы, где вдоль вымощенных брусчаткой улиц идут дощатые тротуары, на заднем плане виден ресторан, а вокруг деревенской площади стоят дивной формы фонари. Когда-то село было богатым местечком – с 7 тысячами населения. Славилось дворцом, возведенным здесь Радзивиллами, собственной электростанцией, фабрикой плетеной мебели, кожевенным заводом, колбасным цехом… Лахвенские дамы ходили по дощатым тротуарам на каблучках и носили шляпки. На берегу реки (а еще до войны через Припять ходил паром, соединяя через Лахву Давид–Городок с Несвижем и Новогрудком) раскидывался огромный рынок – отсюда товары везли на железнодорожную станцию, а далее они следовали и в Варшаву, и в Краков. От былого богатства и красоты в деревне осталось лишь пара домов, довоенное еще здание участковой больницы да красавица-церковь с уникальным внутренним убранством.
Говорят, что название Лахвы связано с ляхами, селившимися когда-то по берегам Припяти. В старинной же книге, хранящейся в местной Пречистинской церкви, рассказывается иная легенда. Было время, когда татары завоевали Давид-городок и основали там свою заставу. Оттуда повадились они по рекам Случь и Смерть, впадающим в Припять, делать набеги на владения литовских князей. И реку Смертью прозвали за то, что убивали захватчики любого, кто смел здесь появиться. А того, кому удавалось за Смерть, на литовский берег перебраться, тому была «лахва» (лафа) – счастье, удача. Отсюда и название местечка произошло. Может, и правду легенда говорит, тем более неподалеку и еще одна деревушка с похожим названием имеется – Лаховка.
Но вернемся к Короткевичу. Осенью в лахвенской школе прошел вечер его памяти, который провели журналисты районной лунинецкой газеты. Многое узнали тогда местные школьники. А среди прочего и то, что не только местная речка Смерть поразила известного писателя. Начало очерка «Земля под белыми крылами», хотя и не называет конкретного места, тоже имеет вполне определенную, лунинецкую прописку:
«Однажды едешь лесом, и вдруг – поляна, одичавшие садовые деревья (деревня так и не возродилась) и обелиск, а на нем слова, от которых сжимаются кулаки и мороз по коже:
"Тут похоронены расстрелянные немцами
12.IX.1943 г.
Король Елена Никитична,
1925 года рождения,
Павел 1920 г.,
Василий 1898 г.,
София 1892 г.,
Владимир 1922 г.,
Иван 1924 г.,
Николай 1927 г.,
Мария 1934 г.,
Вера 1939 г.,
бабуля 70 год,
Синевич Антон Валерьянович 1884 г.
и Серафима Ильинична 1888 г.
и другие".
Надпись эта, так поразившая Владимира Короткевича, сделана на памятнике, стоящем у подножия Кургана Бессмертия – на окраине Лунинца. В пору путешествия писателя по Полесью, в 1964 году, кургана еще не было. Стоял на окраине райцентра только памятник, установленный на месте массового захоронения. Курган же насыпали здесь в 1968 году.
Кстати, в Лунинце уверены, что и идею «Дикой охоты…» Короткевич привез с Полесья. Легенду о королевской карете, затонувшей в болоте вместе с жестоким королем, слышал в свое время от прабабушки местный краевед Лев Колосов. Мальчишкой ходил он к этому болоту, прозванному «Королевским». После войны там был военный аэродром, а нынче и болота уже нет – высохло, и аэродрома тоже. Да и о том, что была в этом месте когда-то страшная трясина, никто не помнит. Только легенда осталась да удивительная, гениальная книга Владимира Корткевича.
Лахва провожала меня метелью, насыпавшей на крыши домов настоящие сугробы. Под таким, мягким и белым, спряталась и одноэтажная больница, о существовании которой, увы, в 1984 году не знали и не ведали попутчики Владимира Короткевича. А ведь до нее было всего чуть менее 8 километров. Кто знает, как все случилось бы, если бы медицинская помощь ему была оказана вовремя - здесь, на месте? Какие местные легенды и предания легли бы в основу новых книг?…
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Татьяна Гринкевич: Полесье Короткевича. Репортаж. "Словесный венок" на могилу Владимира Короткевича. 26.04.11 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|