Константин Стариков: Тихий шабат.
"Река
Реки
Река
Теки
Убегала
Река
За леса,
За леса,
Утекала
Река
В небеса.
В небеса. "
И. Холин
Идеи и принципы работы со словом, выдвинутые российскими футуристами на заре прошлого века актуальны и поныне. Небольшая подборка Константина Старикова - яркое тому подтверждение.
Для стихотворныx миниатюр Константина Старикова характерны редкая лаконичность, выразительность и внезапность ассоциаций. Для своих стихотворений автор тщательно отбирает лишь самые емкие и значимые слова и образы - опорные точки поворота стихотворного сюжета, безжалостно отбрасывая второстепенные детали и смысловые связки. Нить стихотворного повествования порою производит впечатления пунктира (анализ крови -> укол стальным усиком бабочки -> воспоминание о детстве), промежутки между яркими штрихами которого читатель волен заполнить собственными эмоциями и воображением.
По сути каждое стихотворение - небольшой камешек из мозаичной картины впечатлений и размышлений человека, охваченного серьезным недугом. Что бы не занимало автора повествования, будь - то игра цепочкой фонетически похожих слов (берег, береги, рек, реки), или пришедшие на ум строчки Мандельштама, повествование непременно приведет к приметам болезни, или философскому осмыслению тонкой грани между жизнью и смертью ("дна, ДНК, а в небо спираль"; "лед во рту скоро растает", "У этой амазонки наверное был рак груди".) При этом речи нет о сентиментальной попытке разжалобить читателя разыгрывающейся трагедией; остается лишь удивляться мужественным стоицизмом рассказчика, его умением подыскивать точные неожиданные метафоры для описания своего нелегкого состояния и способностью находить утешение в чужом состоявшемся счастье:
"мои друзья
полюбили друг друга
значит, все это было
было
было не зря".
Мне кажется, что "не зря" был написан и этот цикл; содержательного чтения, уважаемый читатель!
Редактор отдела поэзии, Марина Генчикмахер
|