|
Ольга Абакумова: Мелодии вечного сна.
Это об уходящем поколении. О том самом, у которых в жизни с одной стороны - День Победы, а с другой - ноябри двухтысячных. Старуха, умирающая в своей панельной "двушке" на окраине Москвы, вспоминает прокатившуюся жизнь, от которой остались только песни. А от самой Старухи даже имени не осталось. Она просто - Старуха. Несмотря на то, что Ольга Аббакумова начала писать прозу не так давно (как ясно из её биографии), получается у неё довольно лихо. Я бы подобрал именно это слово. Как иначе охарактеризовать, например, вот этот пассаж:
"Передвигалась она крайне медленно, опираясь на деревянную палку, едва переставляя ноги, подавшись всем телом вперед, как падающее дерево или Пизанская башня, с вечно всклокоченной седой головой, в красном байковом халате, надетом поверх ночной рубахи в зеленый горошек".
Или:
"Все крутилось-вертелось, кипело-парилось-жарилось. Приезды-отъезды, обеды-ужины-завтраки, приходы-уходы, горы грязного белья и очереди в магазины за колбасой и прочим дефицитом… Фабрикой заведовала Старуха, вертевшаяся, как белка в колесе, или заводной апельсин".
Словом, вполне читабельно и динамично, вот только... индивидуально ли? От этой повести меня немного оттолкнуло стойкое ощущение вторичности. Ведь о старухах, умирающих в коммуналках, в таком же духе писала Толстая. Слишком уж бросается в глаза эта похожесть. А некоторые пассажи по своей неоправданной сложности близки скорее Толстому:
"Почему среди моря других интересов эти двое остановились именно на этих, можно объяснить отсутствием у них именно этого, а именно – предмета соответствующего интереса и заинтересованности в приобретении оного."
Да, писали, писали уже о том, как это тяжело - жить на полную катушку, чувствовать себя властелином, любить бравурные советские песни и гулять в скверах с фонтанами, а потом в одночасье понять, что ты выброшен "за борт", и единственное, что остаётся, - медленно погружаться на дно. На мой взгляд, автору пока не удалось проложить в этой теме свою "тропинку". Впрочем, это не значит, что повесть не заслуживает читательского внимания.
И ещё. Вопрос, на который я никогда не мог найти ответ: песни ушедших времен. С одной стороны, это один из самых простых способов пробудить воспоминания об эпохе, с другой... Пройдёт ещё десять - двадцать лет, и останется ещё меньше читателей, которым о чём-то говорят имена Ведищевой и Кристалинской. Так что и песни их, цитируемые в прозе, станут лишь вкраплениями омертвевших текстов. В этом плане автору, на мой взгляд, удалось удачно процитировать песню Пьехи о дружбе между соседями - без прямых цитат, ненавязчиво создав образ.
Вроде, высказал всё, что хотелось. Читайте и комментируйте!
Редактор отдела поэзии, Родион Вереск
|
Мелодии вечного сна
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Ольга Абакумова: Мелодии вечного сна. Повесть. Повесть о старости, от которой не отвертеться 09.10.11 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
| |