игорь богуш: "Золотая шайба". Спортивная страница..
Яркие и интересные воспоминания Игоря Богуша о детском спорте - в СССР он был по-настоящему массовым и доступным. Катки с хоккейными коробками в каждом подходящем дворе, разнообразные секции в каждой школе и спортивные школы в каждом районе - всё это бесплатно.
Впрочем, мухлёж на матчах был и тогда. Чего стоит хотя бы описанная сцена "угощения" судьи...
Но главное - автор сумел вспомнить тот драгоценный, дарованный всему живому период, когда время и природа работают на тебя, когда каждый день приносит новые силы, а их предел ещё неизвестен. Когда ещё растущее, но уже послушное тебе тело - бесконечный источник радости.
И неважно, чем это кончилось. Важно, что было.
Редактор отдела прозы, Елена Мокрушина
|
"Золотая шайба". Спортивная страница.
Первое знакомство с настоящим хоккеем запомнилось мне очень хорошо.
В детском садике № 21 «Ракета» только что начался ненавистный тихий час. Я терпеть не мог лежать, накрывшись одеялом, и делать вид, что сплю. Воспитательница встала из-за стола и направилась прямо ко мне. «Ну вот, в угол сейчас поставит!» - единственное, что могло прийти в мою головёнку. Но Нина Михайловна, подойдя к моей маленькой раскладушке, шёпотом сказала: «Вставай потихоньку, одевайся и шагай на выход, там за тобой папа приехал».
Отец, то и дело поглядывая на свои «Командирские», курил и прохаживался взад-вперёд у входа в садик.
- Сын, садись в машину, поедем во Дворец спорта хоккей смотреть. Там мальчишки, чуть постарше тебя, из Чехословакии приехали, будут с нашими играть.
Скорее всего, такое было лишь однажды в советские годы. По крупным городам СССР, имевшим крытые ледовые арены, совершали показательный тур юные хоккеисты из ЧСССР и проводили товарищеские встречи с местными командами. В числе городов, которым посчастливилось принимать чешских гостей, оказался и наш Куйбышев. В бедной на зрелища стране ажиотаж по этому поводу был невероятный. Достать билеты было невозможно ни за какие деньги. Уже часа за два до начала матча непросто было даже подъехать ко Дворцу спорта, он был окружён огромной толпой желающих увидеть игру. Мы заехали через какие-то задние служебные ворота. Кто-то из руководителей спортивного сооружения долго водил нас по лабиринтам подсобных помещений, пока не вывел прямо в ярко освещённый зал. Это был не просто хоккейный матч, а настоящее шоу. Какая была у чехословацких мальчишек форма! Ярко-жёлтая, невероятно красивая. Как они играли в хоккей! Местные были на пару лет старше, но выглядели на фоне гостей просто смешно. К концу третьего периода на табло горели цифры 14:0 или 15:0. Говорили, что и в других мегаполисах результаты были такими же разгромными.
Детские соревнования по хоккею в СССР назывались турниром на приз клуба «Золотая шайба», а по хоккею с мячом – на приз клуба «Плетёный мяч». Почти в каждом большом дворе нашего городка были хоккейные площадки - «калды». Их возводили и заливали водой каждую осень рабочие жилищно-коммунального управления. Начальником там работал мой отец. Он был организатором и спонсором всего детского хоккея в городе. И первым болельщиком. Кроме устройства площадок, «выбивал» средства у богатого нефтеперерабатывающего завода, закупал для всех детских команд форму, защитное снаряжение, коньки, клюшки, платил зарплату тренерам, оплачивал автобусы для поездок на соревнования ...
Мальчишки начинали играть в хоккей на дворовых площадках примерно в том же возрасте, что и ходить. Конечно, если повезло со старшим братом, от ктоторого по наследству к тебе перешли коньки – «спецы». Такая, надетая на три шерстяных носка- не для тепла, а чтобы была не так велика- спортивная обувь была главной ценностью в нашем дворовом рейтинге. Если же кто-то становился обладателем чешских «Botas»’ ов - не знаю даже с чем можно сравнить такую ценность сегодня.В моей младшей (была ещё средняя и старшая) команде домоуправления № 2 играли 9-10-летние мальчишки. Сначала нам нужно было занять 1 место среди дюжины своих домоуправлений, потом победить всех в городском турнире, затем выиграть «зону области». В конце этого этапа – областной финал. Победившая в нём команда ехала уже на финал РСФСР,
На протяжении семи лет моя команда обыгрывала всех соперников вплоть до финала области, включая сборные больших городов - Сызрани и Куйбышева. Но в финальном матче мы каждый раз проигрывали Тольятти, где детский хоккей был на очень высоком уровне. Ребята там занимались спортом не на дворовых «калдах», которые перед тренировкой час-полтора нужно сначала расчищать скребками от снега, у них был свой «Волгарь» - ледовый Дворец Спорта! Тренировали их профессиональные наставники, а не «дядя Юра», прибегавший на нашу залитую водой после оттепели площадку с заводской смены с папироской во рту. Тольяттинские мальчишки, конечно, были подготовлены намного лучше. Но мы в те волшебные детские годы были счастливы и тому, что было у нас.
Хоккей – игра жёсткая, даже жестокая. Жестокость хоккейная зрителю не заметна – это вовсе не забавные драки на льду и не эффектные силовые приёмы. Это, к примеру, тычки и удары клюшкой исподтишка, пока не видит арбитр, по «слабым» точкам и другие подобного рода «приёмчики». Несмотря на то, что в полной амуниции хоккеист очень похож на средневекового рыцаря, у него остаётся много незащищённых мест. Это и промежутки на предплечьях между крагами и налокотниками, и неприкрытые щитками сзади голени, и шея, живот, лицо (тогда ещё не было защитных масок у полевых игроков) и целый ряд других «точек». Один из главных законов в хоккее: пока судья не видит, можно и нужно бить клюшкой по «слабым» местам противника, главное – любым способом отнять у него шайбу и не получить при этом две минуты. Даже если очень больно, аппелировать к арбитру, который не заметил подлого удара палкой (он, не отрывая глаз, следит взглядом за шайбой) – только смешить болельщиков соперника! Остаётся сжать зубы и при первом удобном случае ответить обидчику тем же. В раздевалке, после игры, когда снимаешь защиту, описанные места на руках и ногах - сплошь фиолетового цвета. У нападающих синяков больше. А больше всех – у вратаря. Какой бы толщины ни была его амуниция , хороший бросок, попавший, к примеру, в грудь стража ворот, всегда оставляет синяк.
Несмотря на такие мелочи, хоккей – это настоящий праздник. У одноклассников давно закончились зимние каникулы, они уже вторую неделю учатся в школе, а ты с командой живёшь в одной из лучших гостиниц областного центра и играешь в хоккей на льду дворца спорта. Любой мальчишка может только мечтать об этом. Да и у хоккея на «калде» были свои незабываемые моменты. Пусть раздевалка наша расположена в подвале, где до лавок, на которых можно отдохнуть после сыгранного периода, ещё нужно постараться дойти в коньках, балансируя на вихляющихся досках, уложенных на кирпичи посреди парящего «океана» разлившейся канализации. Пусть амуниция на три четверти самодельная – вместо кевларовых пластин, защищающих колено и голень в щитках «CCM», у нас – вырезанные слесарными ножницами куски жестяных банок из-под селёдки иваси, пришитые к войлоку старых валенок - всё это не важно. На улице мороз -25, но все места вокруг хоккейной площадки забиты друзьями и одноклассниками. Дружины построились друг против друга – «Команде соперника наше физку-ульт – все одновременно стучат клюшками по льду – ура!», капитаны обмениваются вымпелами. Судья подбрасывает и ловит монетку – «ворота или шайба». Свисток. Поехали. Я играю на месте левого защитника, моя задача - ни при каких обстоятельствах не пропустить нападающего противников к своим воротам. Команда гостей выиграла очередное вбрасывание. Форвард, слева на груди у которого, как у «настоящего», пришита буква «А», несётся вперёд, пытается объехать защитника справа, слева и на всей скорости врезается в меня, перелетает через корпус, падает на лёд, клюшка его летит в одну сторону, шлем – в другую. Но силовой приём против игрока, владеющего шайбой, применён по правилам, свистка нет. Шайба осталась у меня, сразу передаю её второму защитнику, он – нападающему в среднюю зону. Тот проходит «вражеского» защитника вдоль борта, перебрасывая шайбу через него, и летит к воротам. Вратарь соперников смещается в угол, а вдоль левого борта уже прорвался ещё один наш форвард. Перед ним пустой угол ворот. Пас влево, бросок – гол! Свисток. Пора меняться. Сил хватает только докатиться до бортика, перевалиться через него и упасть спиной на снег. Я счастлив – моя пятёрка выиграла свой маленький матч 2:0! Друзья и другие игроки ещё кричат, свистят, радуясь последней заброшенной шайбе. На небе плывёт в ночных облаках полная луна, мерцают, двоятся в глазах зимние звёзды. Нужно встать, успеть отдышаться, прийти в себя к следующей смене.
На следующий год мы очередной раз, уже в средней группе, вышли в финал областных соревнований. Живём командой в гостинице «Россия» на берегу замёрзшей Волги и снова играем в тёплом Дворце спорта. Вечером с друзьями зашли посмотреть на тренировку взрослых спортсменов. На скамейке запасных команды мастеров первой лиги «Маяк» лежат две связки «настоящих» клюшек «Союз». Такая клюшка – несбыточная мечта каждого юного хоккеиста. А «KOHO» или «Titan» - это уже из области фантастики, только в руках у Валерия Харламова, Хельмута Балдериса и моего кумира Зинэтулы Билялетдинова по телевизору. Папа подарил мне на Новый Год «Мукачево», я очень гордился этой клюшкой и берёг её. В основном же мы играли обычными «дровами» из магазина спорттоваров – «Динамо Рига», «Карелия» или что-нибудь в этом роде.
К нам подходят два мужика из обслуживающего персонала команды: «Что, пи-дюки, палки нравятся? Без проблем – тащите литр, и одна ваша!» Но цена «литра» – двух бутылок водки –нереальная для нас сумма.
Все мои подростковые зимы прошли на хоккейных площадках на коньках и с клюшкой в руке. Мы играли и в хоккей с шайбой, и в «русский» хоккей с мячом.
Хоккей с мячом, или как мы называли его, «шарик» - это совсем другой вид спорта, великолепный по-своему. Поле такого же размера, что и футбольное. Потрясающие, фантастические скорости, молниеносные комбинации. Зрение ещё с трудом успевает следить за тем, что происходит на спортивной площадке, а мысли – не всегда.
…Солнечное, морозное воскресенье. Праздник для болельщиков. За час до начала матча они уже на трибунах со своими термосами. Поле футбольного стадиона залито идеально ровным льдом. Свисток главного арбитра, игра началась. Мгновенный проход по флангу, две быстрых передачи - удар клюшкой – никто не видит, как летит мячик, такая у него скорость - ярко-оранжевая вспышка в сетке ворот – гол.
Многие ребята прямо из нашей детской команды «домоуправления № 2» перешли в команду мастеров первой лиги «Нефтяник», стали играть в хоккей уже за зарплату. Круче первой тогда была только высшая лига – «Кузбасс», «Енисей», СКА (Хабаровск), Динамо (Алма-Ата) и другие, сильнейшие в мире клубы! О конкуренции в хоккее с мячом в 80-х годах прошлого века и его уровне можно судить по тому, что стоило только хоккеистам такого суперклуба, как Архангельский «Водник», чуть-чуть расслабиться, как они в мгновение ока вылетели из высшей в «нашу» первую лигу.
…Матч должен был начаться уже минут десять-пятнадцать назад. Хоккеисты давно на поле, болельщики на трибунах недовольно гудят. На улице -20. Игроки «Водника» с тревогой поглядывают на ворота, через которые на поле выходят судьи. Матч на выезде – это нередко в первую очередь вопрос судейства. Трибуны уже свистят без перерыва. Где же арбитры? Капитан нашей команды просит меня: «Богуля, узнай, скоро там?» Да, я знаю, где их искать, бегу в кабинет директора стадиона, открываю дверь... На столе стоит открытая голубая банка чёрной икры, стаканы и две пустые бутылки армянского коньяка (коньяк и икра – сочетание на любителя)… Толстый судья в чёрно-белом полосатом свитере с двумя ярко-красными полосками на руках, такого же цвета лицом и стеклянным взглядом застыл в проёме двери и держится за косяк. Мой отец в костюме с галстуком и директор стадиона стоят перед ним на коленях на резиновой дорожке и, торопясь, поглядывая на часы, дрожащими от волнения пальцами неумело завязывают длинные белые шнурки на его ботинках. Папа увидел меня: «Иди, иди, сынок, на трибуну…»
Угадайте, «в какую сторону» свистел этот арбитр? Когда его хорошенько подтолкнули на выходе из стадиона, он, заметно пошатываясь, докатился по инерции до центра поля, дунул в надетый на средний палец перчатки свисток, и игра началась. Прошло секунд десять, опять свисток - штрафной в ворота «Водника»… 1:0. Главный судья и его помощники немного ожили на морозе. Всю игру стоявший рядом со мной начальник спортивной арены дядя Витя повторял себе под нос: «Только бы он после перерыва не перепутал, где какая команда, только бы не забыл, что они поменялись воротами!»
Как ни старалась судейская бригада отработать щедрое угощение, слишком уж большой была разница в классе команд, к тому же в нападении у «Водника» играл Игорь Г., настоящая хоккейная звезда. Не помогли ни сыпавшиеся один за другим штрафные в ворота архангельской команды, ни удаления, за которые, мне казалось, было стыдно даже болельщикам «Нефтяника», ни совершенно «левый» буллит на последних минутах матча. Итоговый счёт был 4 : 5 в пользу гостей. Но клуб из конца турнирной таблицы чуть было не выиграл у безусловного фаворита лиги!
Нырнув в воспоминания тех лет, так просто оттуда не выплыть. Моё детство и спорт, спорт и поколение моих ровесников - понятия неразделимые. С первого класса школы была секция плавания в городском бассейне «Дельфин». Потом мечтой всех сверсников был конечно бокс, что же ещё!
…После шестого урока я тащусь с портфелем и сумкой с формой для физкультуры (футболка, шорты и кеды) в городской дворец культуры имени В. И. Ленина. Там в полуподвале находится насквозь провонявший пОтом и конским волосом зал. По кругу бегают, разминаясь, мальчишки. Везде висят боксёрские груши. На низких лавках вдоль стен аккуратно разложены пары перчаток. В углу за крохотным на фоне фигуры боксёра-тяжеловеса столиком сидит хмурый человек, известный всему городу тренер, а раньше – гордость местного спорта, Анатолий Я. Для мальчишек - дядя Толя, для друзей - почему-то Жорик. Вместе со мной в спортивный зал зашёл ещё один школьник, такой же, как я, новичок. Мы робко подходим к столику вдвоём. Тренер достаёт пыльную тетрадь, обломанный карандаш и записывает в две последние строчки:
47. Игорь Богуш, 1969 г.р., домашний адрес.
48. Дима Корсун, 1970 г.р., домашний адрес.
Всё! Мы стали боксёрами. Тренер взглянул на нас намётанным взглядом - рост и вес у обоих примерно одинаковый.
- В спаррингах будете вставать друг с другом…
Я был подросток не мелкий и, хоть и учился на пятёрки, «ботаником» меня никто не дразнил, это точно. На улице старался драк избегать, предпочитая договариваться «по-хорошему». Но не всегда по-хорошему получается, и тогда нужно уметь и постоять за себя. Бывало, приходилось после уроков за спортзалом выяснять отношения на кулаках и с теми, кто постарше. Но здесь я оказался совершенно беспомощным! Через неделю подошёл к тренеру.
- Поменяйте мне, пожалуйста, спарринг-партнёра. Я не справляюсь с этим. Не могу даже попасть по нему, а он «метелит» меня без остановки. Я терпел, терпел, но больше не могу! Ему нужен более сильный противник.
- О-о! Плохо дело. Разок получил – и в кусты? А он ведь младше тебя на целый год! Наоборот, если ты - пацан, должен сжать зубы и стать лучше его. Встречу отца твоего, обязательно скажу, что характер у его сыночка оказался слабоват.
После таких слов я ещё недели две терпеливо получал по носу, но в конце концов бросил секцию бокса. А спустя совсем немного времени, сначала в местной прессе, в областной, а позже и в «Советском спорте» мне стали попадаться статьи, которые я читал с большим любопытством: «Наш земляк, юный боксёр Дмитрий Корсун стал чемпионом области»; «Кандидат в мастера спорта Дима Корсун – чемпион РСФСР среди юниоров», спустя ещё какое-то время: « …мастер спорта Д. Корсун – чемпион СССР по боксу среди юношей». И наконец: «Наш земляк – чемпион Европы, мастер спорта международного класса все свои поединки заканчивает досрочно» и «В командном матче Дмитрий Корсун не оставил никаких шансов знаменитому кубинскому чемпиону!»
Каждый раз, читая такие заметки, я вспоминал слова "дяди Жорика": «А ты должен стать лучше его!»
Высокий, красивый (что в этом виде спорта бывает не так уж часто), талантливейший парень, находившийся в самом начале, никто не сомневался - как минимум золотой олимпийской карьеры, лет через пять умер от наркотиков, сгорел буквально за год-полтора. «Скорая» привезла его в больницу в моё дежурство с сепсисом, уже в безнадёжном состоянии. Я с трудом узнал бывшего своего спарринг-партнёра.
- Игорь, посмотри, что со мной стало!
Перед тем, как окончательно бросить бокс, Дима привёл к своему тренеру ещё одного нашего земляка, тогда ещё совсем юного Олега Саитова: «Посмотрите, похоже, что паренёк далеко пойдёт!»
* * *
А ещё в мои школьные годы была спортивная гребля.
…Ясный осенний денёк. Вода в реке холодная, чистая и прозрачная, как хрусталь. По берегам Татьянки, которая составляет большую часть гребного канала, деревья в жёлто-красном наряде. Байдарки и каноэ легко скользят по поверхности воды, слышны только негромкие всплески вёсел и смешки девчонок. Но тишине сейчас придёт конец, разминочная часть тренировки кончилась. Тренер подлетает к нам на своей «Казанке 5М2», звук моторов и его мегафона режет уши:
- Так… Приготовились. Чтобы на ускорениях все выложились полностью! Каноэ–девочки ждут меня пока здесь. Стоим на месте, Оксана, держимся, держимся за воду. Внимание! Повторяю всем: гребок делает спина, пресс, плечи и ноги в упоре. Па-а-ехали!
«Шшик-шик», «шшик-шик» – замелькали вёсла. Скорость такая, что осенняя листва на деревьях по сторонам канала расплывается в жёлтое пятно. Байдарка при каждом гребке наклоняется в противоположную сторону. Поверхность воды несётся навстречу и улетает назад. В мегафон над водой разносятся команды тренера, усталость растёт, как снежный ком, всё меньше и меньше хватает воздуха на вдохе.
- Алё! Алё! Кому я говорил всё? Спина работает, спина и плечевой пояс, а не руки. Руки держат весло. Давайте, давайте, прибавьте ещё - покажите мне, что вы можете! Кто весной в Краснодар поедет?
Кажется, что уже не осталось никаких сил, ещё одно усилие «через не могу», ещё одно, хлоп!... Как награда за работу на пределе возможного наступает этот волшебный момент - позже в институте я узнал, что он называется «метаболизм организма перешёл на анаэробный путь окисления» – вдруг стало тихо, моторка и мегафон тренера остались где-то там, далеко, за слоем ваты… Усталость исчезла, дышится невероятно легко. «Шшик – шшик – шшик» - втыкается в плотную, как пластилин, воду и поднимается весло, при каждом гребке кисть разворачивает лопатку. Байдарка не плывёт – летит над каналом. Могу прибавить и ещё, если нужно… Жарко. Ударив веслом по воде, освежаю лицо фонтаном брызг. Издалека доносится голос:
- Всё, всё, хорошо. Отдыхаем и все собираемся на причале.
Мне не хочется «домой», на базу. Разворачиваюсь и спокойно плыву вдоль берега, любуясь осенними красками и вдыхая полной грудью чистый, холодный и прозрачный воздух…
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru игорь богуш: "Золотая шайба". Спортивная страница.. Рассказ. Яркие и интересные воспоминания о детском спорте в СССР. 18.12.11 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|