h Точка . Зрения - Lito.ru. игорь богуш: Не ходите, дети, в Африку гулять (Рассказ).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









игорь богуш: Не ходите, дети, в Африку гулять.

Ещё один "мемуарный" рассказ Игоря Богуша - как всегда, интересный. Тёплые воспоминания о врачах - преподавателях медвуза: советская медицина, при всех её минусах, воспитывала прекрасных специалистов. И рассказы этих врачей об Африке, где годами работали советские медики.
Африка - колыбель человечества... Люди пешком разошлись отсюда по всему миру - чтобы стать "самыми кровожадными существами на земле".

Редактор отдела прозы, 
Елена Мокрушина

игорь богуш

Не ходите, дети, в Африку гулять

Последняя неделя цикла госпитальной хирургии подошла к концу. Учебный план занятия нашей группой № 501 выполнен полностью. Все девять студентов ответили на вопросы доцента кафедры Ивана Федотовича Л. по вчерашней теме, разобрали новую, сходили на обход, обсудили план лечения самых тяжёлых больных. Минут сорок поприсутствовали на операции, куда двое одногруппников, будущих хирургов, «помылись» ассистентами. Семь человек вернулись в учебную комнату. До конца занятия осталось ещё больше часа. За полтора-два месяца учебного цикла преподаватель и студенты так хорошо узнают друг друга, что понимают с полуслова. Иван Федотович, как и весь почти профессорско-преподавательский состав куйбышевского мединститута, под руководством которого мне посчастливилось учиться на врача, являлся типичным представителем советской академической школы. То есть был по-настоящему талантливым, с огромным практическим опытом врачом-специалистом, учёным и педагогом.
- Ну что, дети мои? Молодцы, сегодня всё успели. Последние тёплые осенние деньки стоят. На набережной как хорошо сейчас! Вчера вечером с внуком там гуляли. Ваши дружки да подружки уже заждались, наверное… Давайте, пораньше отпущу.
Но никто из студентов не торопится как обычно поскорее убежать из надоевшего кабинета со стенами, завешанными плакатами и рисунками внутренних органов, схемами патогенеза и лечения хирургических болезней.
- Или рассказать вам ещё что-нибудь?
- Да-а! Расскажите, Иван Федотыч, про Африку.
Многие наши доценты и ассистенты в советские времена по нескольку раз даже, с перерывами, работали врачами на чёрном континенте. Чаще всего в странах, как говорилось тогда, выбравших социалистический путь развития (или хотя бы заявивших об этом): Эфиопии, Алжире, Анголе, одном из Йеменов и т.д., а иногда местом их длительных, по пять лет, командировок оказывались и совсем уж экзотические Танзания, Мали, Мозамбик или Сенегал какой-нибудь. Там же в 70-х - 80-х годах прошлого века трудились и некоторые из учителей моей школы. Ездили в такие командировки семьями: муж и жена – коллеги.
Возвратившись в Советский Союз, они конвертировали свой пятилетний труд в чеки Внешпосылторга, а потом в стандартный набор: автомобиль ГАЗ-24, телевизор , «видик» 333, двухкассетник SHARP 777 и одинаковую одежду. Увидев подъезжающего к городской школе или мединституту на новой «Волге» мужчину, одетого в джинсы , пакистанский «батник» и коричневый кожаный (велюровый) пиджак, с новыми японскими часами на руке - можно было не сомневаться, что этот советский врач или учитель недавно вернулся из Африки.
Иван Федотович поработал в жарких страны дважды – сначала в Эфиопии, потом ещё где-то, в Алжире по-моему.
- Ну, что вам ещё рассказать? Богуш, ты про кого хотел бы услышать.
- Про молодых красивых бедуинок.
- Да… Однажды вызывают меня в приёмник, а там стоит, прикрыв платком нижнюю часть лица, как раз такая… Муж её трое суток на верблюде через пустыню вёз. Ей лет 16-17, наверное. Стройная, как кипарис, зубы - жемчуг, кожа смуглая, а глаза –голубые… Знаете же, что вода у них в пустыне – на вес золота. Человек моется два раза в жизни. Литр на него тратят, когда он рождается и три – когда умирает… Но кожа у них всегда абсолютно чистая, практически стерильная. Инфекционные осложнения после хирургических вмешательств бывают очень редко.
- Почему?
- Видели, какая одежда у них вся – широкая и свободная. Что такое нижнее бельё, они вообще не знают. В пустыне постоянно вдоль тела снизу вверх поднимается поток мельчайших песчинок, которые «обдувают» тело, как воздух макет машины в аэродинамической трубе. Эти песчинки безостановочно снимают, как бы «стачивают» и уносят с собой верхний слой эпидермиса, тонкие волоски и всех микробов с поверхности тела. Поэтому даже у взрослых кожа часто бархатная, как у ребёнка, а раны и операционные разрезы нагнаиваются исключительно редко.
…Любопытно отношение к жизни и смерти у племён, исповедующих ислам. Вот случай: у хирургического приёмного покоя целый табор родственников ждал полдня. Операция прошла успешно, уже ясно, что больная выздоровеет. Выхожу к ним - первое время ещё плохо языком владел - переводчица мои слова переводит, потом один из племени, знающий французский, переводит остальным, на какой-нибудь йоруба или хауса - целая история. Дошёл до них смысл сказанного, все хором: «Хвала Всевышнему! Ля Иллаха илля Алла, аль Мухаммад – расуль Алла! (Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – его пророк!) Спасибо, доктор, Алла Акбар!» … Другой случай. Патология оказалась слишком тяжёлой и запущенной, к тому же возникло несовместимое с жизнью осложнение. Пациентка умерла на столе. Выхожу из приёмного покоя, уже по лицу моему, наверное, всё видно. Переводчица переводит… Пять секунд все молчат и хором: «Хвала Всевышнему! Ля Иллаха илля Алла… ». Они искренне так к смерти относятся: «Аллах дал – Аллах взял!» Это мусульмане–кочевники. А у большинства осёдлых племён монотеистическая религия – лишь для вида, на самом деле все они – настоящие язычники. У них, например, традиция – если шаман не смог вылечить ребёнка или женщину, должен главе семьи отдать свой палец, или что-нибудь в этом духе. Когда привозили пациентов из такого племени, их уже сопровождали вызванные заранее по рации здоровенные местные полицейские с оружием. Но муж или отец не имеет права вернуться в свою деревню без пальца «виноватого» лекаря – его не пустят… Один такой родственник сутки меня с саблей у госпиталя ждал, пока его полиция не увезла…
- Иван Федотыч, а Вы работали там вместе с другими иностранными врачами?
- Да и англичане были, и французы чаще всего, и немцы с итальянцами кое-где.
- Интересно, как советские врачи в профессиональном плане выглядели по сравнению с ними?
- Ну, сначала все они к нам свысока относились. Оборудование, инструменты и лекарства у них, конечно, были намного лучше. Кондиционеры всякие, всё одноразовое уже тогда. Как-то к нам два носатых хирурга с кинокамерой пришли, хотели снять, как мы свои инструменты в автоклавах стерилизуем или кипятим. Для них это был уже прошлый век. Сказали: «Покажем коллегам в Марселе, а то они нам не поверят!» Наш «особист» прогнал их. Многоразовые шприцы, «рекорды» наши просили на память подарить, как раритеты какие-нибудь, предлагали на сколько угодно одноразовых поменять. Работать они умеют. Но всё у них по строгому плану: «от сих до сих», и мыслят они часто так же, узко. А течение болезни ведь не всегда строгого плана придерживается, сами знаете. И всё то, о чём вам семь лет здесь втолковывают постоянно: «клиническое мышление, умение проводить дифференциальную диагностику, нужно лечить больного, а не болезнь и т.д.» - вовсе не пустые слова, а настоящее преимущество советской медицины. После того, как какой-нибудь длинный мистер Томсон рыжий или маленький месье Жан с большим носом обратились к нам за советом в сложных случаях, отношение изменилось. Но, конечно, мы из разных миров совсем. Один англичанин узнал, что страховая компания застраховала его не на ту сумму, которую он рассчитывал - за час собрался и улетел, бросил всех больных недолеченных. Разве можно представить, чтобы наш врач так поступил? Но в большинстве случаев они молодцы – у них всегда здравый смысл на первом месте, а не «решения XXVI cъезда». «Его Величество фунт стерлингов» главный, а не пленум ЦК… А вы, кстати, клятву Гиппократа читали? Не присягу советского врача, а оригинальный текст? Конечно, где уж вам! Нашли бы в библиотеке из любопытства хотя бы. Ну, не на древне-греческом, на латинском –латынь же можете прочитать. Что? И советскую никто не читал? Учитесь- учитесь и не знаете, какую потом клятву нужно будет давать! Знаете, о чём там говорится в первую очередь ? Noli nocere? Как бы ни так. Прежде всего становящийся врачом клянётся ВСЕМИ БОГАМИ и БОГИНЯМИ и призывает их, и Аполлона, и его сына Эскулапа или Асклепия, и Эскулаповых дочек, Гигиею с Панацеей В СВИДЕТЕЛИ , что он будет своему учителю до его смерти отчислять со всех доходов и гонораров сколько положено, что сам он должен детей учителя, если они захотят, бесплатно медицине обучать и всё такое, первая половина текста на древне-греческом только этому посвящена. И только потом уже - «не навреди» и остальное, в том числе запрещение любовных связей с пациентами, пациентками, рабами и рабынями (а медицину тогда только мужчины могли изучать), эвтаназии, абортов и категорический запрет конкуренции с узкими специалистами, теми кто занимается, к примеру, хирургическим лечением больных с камнями в почках и мочевыводящих путях. Вот, двоечники, теперь будете знать хотя бы о чём в клятве Гиппократа говорится.
В те годы интернета не было. Но мы всегда верили своим учителям на слово. И как потом выяснялось всю жизнь, не зря.
Кончился цикл госпитальной хирургии, начался следующий. Почти каждый месяц – новый. Очередная клиническая кафедра. Какие-нибудь глазные, кожные и венерические болезни или урология. Моя выписка из диплома с оценками – «портянка» с полусотней экзаменов. Наш следующий преподаватель Николай Сергеевич - человек не особо разговорчивый, улыбается редко. На работу он тоже приезжает на «Волге», в джинсах и коричневом кожаном пиджаке, а на руке у него поблескивают часы.
- Николай Сергеевич, Вы в Африке работали?
- Да, десять лет, в трёх странах. Что, хотите сказки послушать? Какой у вас предыдущий предмет был, госпиталка? Понятно. Так что вам рассказать? Про бедуинов, гордых воинов-туарегов, или правду?
- Правду!
- Правду, говорите... Скажите мне тогда для начала, какой в Африке самый страшный и кровожадный зверь? У кого какие мысли на этот счёт?
- Нильский крокодил.
- Бегемот бешеный!
- Стадо диких слонов, когда их кто-то обидел.
Заскучавшие во время долгого утомительного разбора сложной темы студенты оживились. Предположения сыпятся одно за другим. Каждому хочется угадать.
- Слепой белый носорог, который никак не может такую же невесту найти, в Африке одни чёрные остались.
- Самец гориллы, если у подружки его месячные начались.
- Молодцы! Есть ещё варианты? А на севере или в Арктике, например?
- Всех опасней голодный белый медведь.
- Нет, росомаха хуже всех. Очень злопамятное животное.
- Хорошо. А вы, студент, что молчите? Как фамилия? По- вашему, какой самый страшный и опасный зверь?
Я подумал ещё пару секунд.
- Пингвин.
Вся группа смеётся.
- Да ну! Это уже в Антарктике тогда. Интересно. А почему?
- Не знаю. Для меня самый страшный – пингвин. Воняет от них страшно, тухлой рыбой.
- Да? Вы пингвинов нюхали?
Все снова смеются.
- Читал где-то. Но главное, сама внешность их почему-то мне страшной кажется. Как они ходят, двигаются. Не могу объяснить. На людей уж очень похожи во фраках. А если ещё и запах такой…
- Вот! В правильном направлении мыслите. Запомните, студенты, самый страшный и кровожадный зверь на всех континентах – homo sapiens. Не акулы, не гориллы, не злые крокодилы, а человек «разумный». Его алчность и ненависть, а ещё хуже - глупость и мракобесие. И всё это покрывает – равнодушие человеческое. Ничего страшнее нет! Смотрите, XXI век на носу, а сколько мракобесия дремучего развелось – экстрасенсы всякие, астрологи, «народные целители» разного рода - в голову уже приходят мысли: «Наверное, в инквизиции не только плохие стороны были…» А передачи по ТВ! Мои ребята в клинике шутят: «Один совет программы «Здоровье» наносит стране вреда больше, чем десять миллиардов микробов и вирусов». Люди начинают думать, что они сами всё знают и к врачу можно не обращаться. А нередко от того, что эти «доктора» - телеведущие говорят, волосы на голове дыбом встают. Но давайте вернёмся к нашим носорогам. Вот, что Вы, Богуш, считаете богатством? А счастьем?
- Как сказал писатель, каждый по-своему понимает.
- Ты что, писателям веришь, что ли? Ничего подобного - десятки миллионов людей в бедных кварталах африканских городов понимают это абсолютно одинаково. Богатство – это когда у тебя есть два куска старой «мишленовской» покрышки. Потому что тогда ты можешь на восходе солнца примотать их верёвками к ногам вместо обуви и таскать до заката мешки с сахаром на сухогруз в порту, а значит, получить полдоллара или пару франков, купить кулёк крупы и сто граммов жира, а если повезёт - ещё на дюжину карамелек останется. И накормить похлёбкой восемь своих детей и жену. Лягут они спать в картонном, из старых коробок, «домике» на окраине Лагоса не голодными – это и есть счастье. А если ещё и пыльный, знойный «харматтан» какой-нибудь из пустыни на полдня дуть перестанет – совсем хорошо. Настоящее счастье. Но у людей всегда: что одному хорошо, другому – не очень. Этот же харматтан те, кто живёт в европейском квартале на набережной, называют «доктором», они наоборот всё время от 100%-ой влажности мучаются.
Я не политинформацию вам читаю, всё это своими собственными глазами видел - чудовищную нищету миллионов людей, у которых даже верхней одежды нет. Раздутые от рахита животы и кривые ноги детей и их огромные чёрные голодные глаза. Теснота, вонь, грязь, мириады мух, малярия, туберкулёз, теперь вот ВИЧ-инфекция ещё эта, мало у них без неё было! Но это в городе… А в деревнях – ещё хуже. Приезжаешь с «медпоездом» в какую-нибудь деревеньку очередную, а там вообще детей нет почти, а у тех, что остались - у половины по одной ноге. После последней гражданской войны все дороги вокруг остались заминированными, денег на разминирование нет. А дети – есть дети, им везде залезть хочется… Такое по-настоящему тяжело видеть.
Но есть в Африке и более страшные вещи. И это вовсе не паразитарные инфекции, как вы думаете, наверное. Не шистосомозы эти, у нас невиданные, да описторхозы всякие, описание которых даже в руководствах по тропической медицине не всегда найдёшь. Ориентироваться в жёлтых лихорадках разных и сонных болезнях начинаешь быстро. В крайнем случае пошёл, выменял на бутылку «Столичной» у коллеги-француза упаковку антибиотика широкого спектра предпоследнего поколения, «хлопнул» им, тинидазол добавил, и всё – анализы чистые... Они и без «Столичной» нам давали всегда, это уж так, чтобы не побираться каждый раз. А вот когда ко мне привезли первую девочку после «женского обрезания», я всю ночь потом не мог уснуть! Знаете, что это такое? Это когда шаманша из соседней деревни тупым деревянным, заляпанным кровью после предыдущей «операции» и облепленным мухами ножиком, без наркоза, без всякой, разумеется, асептики и антисептики не отрезает даже, а отпиливает у маленьких девочек клитор и половые губы. И это делают с миллионами детей каждый год. Традиция! Сколько десятков тысяч их погибают в Африке по этой чудовищной традиции от кровотечений, инфекционных осложнений и становятся на всю жизнь инвалидами, даже приблизительно никто не знает. Или разрезают разные части тела у девушек и вставляют туда всякие палки и железки постоянно увеличивающиеся, и части тела растягивают до невероятных размеров. Губы, ноздри, мочки уха, соски на грудях. Считается, что это очень краси...
- Хватит, Николай Сергеич, хватит уже. Достаточно.
- Да? Ну вот. А вы говорите: бедуинки красивые…
Что-то не помню, чтобы сам я или мои одногруппники после этого занятия просили кого-нибудь из преподавателей рассказать «про Африку».
2011.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
игорь богуш
: Не ходите, дети, в Африку гулять. Рассказ.
Ещё один "мемуарный" рассказ Игоря Богуша - как всегда, интересный.
29.11.11

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275