Инна Молчанова: Евгений Никитин. Сосновая смола.
Евгений Никитин. Сосновая смола. Рецензия
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Инна Молчанова
|
Евгений Никитин. Сосновая смола
Знакомство с предложенным Евгением циклом мне хотелось бы начать с краткого экскурса в одно из литературных направлений начала прошлого века – ИМАЖИНИЗМ, декларируя который, его основатели («выходцы» из футуризма -- англичане У. Люис и Э. Поунд) утверждали, что едва ли не единственным законом искусства и его методом является отображение действительности путем создания образа и ритмики образов. Фактически примкнувшая к ним чуть позже российская группа, в которую вошли С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Ивнев и др., объединилась вокруг издательства «Имажинисты» и широко известного в то время литературного кафе «Стойло Пегаса».
Духовным лидером и теоретиком россиян стал отъявленный борец с так называемым «ложным футуризмом» В. Шершеневич. Его приход в футуристическое движение в 1913 году ознаменовался резкими, дискредитирующими выпадами против итальянских футуристов, русских кубофутуристов и российского вождя эгофутуристов И. Северянина. Основными тезисами этой литературной борьбы В. Шершеневич провозгласил вопросы соотношения формы и содержания, способов интерпретации (рецепции) художественного произведения. Понимание авторского замысла, по его мнению, заключалось в умении читателя разгадать аллегорию, найти скрытый смысл, дешифровать произведение: «Стихотворение — не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять».
Именно этот вектор имажинистов – ориентация на образность – и диктовал разнообразие художественных приемов: аналогию, параллелизмы, сравнения, антитезу, сжатые и закрытые эпитеты, приложения политематического плана, стилистическую и семантическую сложность конструкций. Девиз имажинистов звучал как «развитие языка через метафору». То есть, не полисемичное слово-символ (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением утверждалось в качестве основы творческого метода.
Ущербность этого направления (особенно в период становления) зиждилась на трех китах: «аритмичность, аграмматичность и бессодержательность», поэтому уже в 1924 году теория имажинизма претерпевает значительные изменения, впитав в себя понятия того, что «малый образ» (слово-метафора, сравнение и т. п.) должен быть подчинен образам высших порядков: стихотворению как лирическому целому, включая образы человека, эпохи, композиции характеров.
Закрытие журнала имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном» стало, по сути, началом конца, вслед за чем были провозглашены принципы психологизма и строго логического мышления. Как и все остальные литературно-теоретические мировоззрения, имажинизм подвергся ассимиляции и поступил в подчинение идеологическим требованиям тотально наступающего социалистического реализма. «Моль времени» уничтожила «нафталин образов», -- как возвестила пресса времен НЭПа…
Творческая мастерская Евгения Никитина – образец ищущего и устремленного в поиске современного мастера. В более ранних публикациях этого Автора обнаруживаются методологии романтизма, сюрреализма, классицизма. Доказательная цепочка моего утверждения, что в данном цикле мы столкнулись именно с имажинизмом, будет представлена читателю в форме небольшой шарады. «На пробу» я предлагаю для сравнения несколько метафорических цепочек пера классических Авторов-имажинистов и Евгения Никитина. Ответ на вопрос «кто есть кто?» читатель найдет в конце вступительной части.
1. «И ресницы стучат в тишине, как копыта,
По щекам, зеленеющим скукой, как луг…»
2. «Пальцы, белый виноград.
Виноградный водопад…»
3. «Я понял, что солнце из выси –
В колодезь златое ведро…»
4. «Смотри, как солнышко в пути
Культей по стеклам шарит…»
5. «Синей конницей скачет рожь,
Обгоняя леса и села..»
6. «Рябина кашляет в кулак
Багряным и зеленым…»
7. «Изба старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины»
8. «Мы только имитируем уют.
В духовном тайнике, в сердечной почке
осиновые серпики снуют,
и тюкают ночные молоточки…»
9. «И опять на мое распластанное тело
Город наступил, как верблюд…»
10. «Черпаками строк не выкачать
Выгребную яму моей души…»
11. «Около Самары с пробитой башкой ольха,
Капая желтым мозгом,
Прихрамывает при дороге...»
12. В кладовке у бога – снега
как средство для облачной стирки,
мука на мацу, кочерга
и пресные слезы в пробирке…»
13. «Сам видал я вчера за Таганкою,
Как под уличный выбрет и вой,
Мне проржав перегудкою звонкою,
С голодухи свалился трамвай...»
14. «…Весь в пуху и дробинках январь
как зубным порошком запорошен.
Наливается соком янтарь
зачехленных фонарных горошин…»
15. Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень
Облилась кровью ягод рябина…»
16. «На полке гребенка из кедра. В борще отмокает свекла.
Бездомная вьюга снаружи касается попой стекла…»
17. «И плыли женщины по руслам строк
Баржами, груженными доверху,
А они выверяли раскрытым циркулем ног,
Сколько страсти в душе у любовника…»
18. «Вприскочку домой пострелята летят
врубать хитроумный компутэр,
в котором у них эротический чат
и страшный, как мир, дрей-дэ-шутер…»
19. «Не поймет даже та, которой губ тяну я руки,
Мое простое: лэ-сэ-сэ-фиоррр-эй-ва!..»
Ответы: 1. Шершеневич, 2. Никитин, 3. Есенин, 4. Никитин, 5. Есенин, 6. Никитин, 7. Есенин, 8. Никитин, 9. Мариенгоф, 10. Шершеневич, 11. Есенин, 12. Никитин, 13 Шершеневич, 14. Никитин, 15. Есенин, 16. Никитин, 17.Шершеневич, 18. Никитин, 19. Шершеневич.
Ну, что, пытливый читатель? Убедила я Вас?
:-)))
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Инна Молчанова: Евгений Никитин. Сосновая смола. Рецензии. Евгений Никитин. Сосновая смола. Рецензия 28.12.04 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|