h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Инна Молчанова: Евгений Никитин. Сосновая смола (Рецензии).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Инна Молчанова: Евгений Никитин. Сосновая смола.

Евгений Никитин. Сосновая смола. Рецензия

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Инна Молчанова

Инна Молчанова

Евгений Никитин. Сосновая смола

Знакомство с предложенным Евгением циклом мне хотелось бы начать с краткого экскурса в одно из литературных направлений начала прошлого века – ИМАЖИНИЗМ, декларируя который, его основатели («выходцы» из футуризма -- англичане У. Люис и Э. Поунд) утверждали, что едва ли не единственным законом искусства и его методом является отображение действительности путем создания образа и ритмики образов. Фактически примкнувшая к ним чуть позже российская группа, в которую вошли С. Есенин, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Ивнев и др., объединилась вокруг издательства «Имажинисты» и широко известного в то время литературного кафе «Стойло Пегаса».

Духовным лидером и теоретиком россиян стал отъявленный борец с так называемым «ложным футуризмом» В. Шершеневич. Его приход в футуристическое движение в 1913 году ознаменовался резкими, дискредитирующими выпадами против итальянских футуристов, русских кубофутуристов и российского вождя эгофутуристов И. Северянина. Основными тезисами этой литературной борьбы В. Шершеневич провозгласил вопросы соотношения формы и содержания, способов интерпретации (рецепции) художественного произведения. Понимание авторского замысла, по его мнению, заключалось в умении читателя разгадать аллегорию, найти скрытый смысл, дешифровать произведение: «Стихотворение — не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять».

Именно этот вектор имажинистов – ориентация на образность – и диктовал разнообразие художественных приемов: аналогию, параллелизмы, сравнения, антитезу, сжатые и закрытые эпитеты, приложения политематического плана, стилистическую и семантическую сложность конструкций. Девиз имажинистов звучал как «развитие языка через метафору». То есть, не полисемичное слово-символ (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением утверждалось в качестве основы творческого метода.

Ущербность этого направления (особенно в период становления) зиждилась на трех китах: «аритмичность, аграмматичность и бессодержательность», поэтому уже в 1924 году теория имажинизма претерпевает значительные изменения, впитав в себя понятия того, что «малый образ» (слово-метафора, сравнение и т. п.) должен быть подчинен образам высших порядков: стихотворению как лирическому целому, включая образы человека, эпохи, композиции характеров.

Закрытие журнала имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном» стало, по сути, началом конца, вслед за чем были провозглашены принципы психологизма и строго логического мышления. Как и все остальные литературно-теоретические мировоззрения, имажинизм подвергся ассимиляции и поступил в подчинение идеологическим требованиям тотально наступающего социалистического реализма. «Моль времени» уничтожила «нафталин образов», -- как возвестила пресса времен НЭПа…

Творческая мастерская Евгения Никитина – образец ищущего и устремленного в поиске современного мастера. В более ранних публикациях этого Автора обнаруживаются методологии романтизма, сюрреализма, классицизма. Доказательная цепочка моего утверждения, что в данном цикле мы столкнулись именно с имажинизмом, будет представлена читателю в форме небольшой шарады. «На пробу» я предлагаю для сравнения несколько метафорических цепочек пера классических Авторов-имажинистов и Евгения Никитина. Ответ на вопрос «кто есть кто?» читатель найдет в конце вступительной части.

1. «И ресницы стучат в тишине, как копыта,
По щекам, зеленеющим скукой, как луг…»

2. «Пальцы, белый виноград.
Виноградный водопад…»

3. «Я понял, что солнце из выси –
В колодезь златое ведро…»

4. «Смотри, как солнышко в пути
Культей по стеклам шарит…»

5. «Синей конницей скачет рожь,
Обгоняя леса и села..»

6. «Рябина кашляет в кулак
Багряным и зеленым…»

7. «Изба старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины»

8. «Мы только имитируем уют.
В духовном тайнике, в сердечной почке
осиновые серпики снуют,
и тюкают ночные молоточки…»

9. «И опять на мое распластанное тело
Город наступил, как верблюд…»

10. «Черпаками строк не выкачать
Выгребную яму моей души…»

11. «Около Самары с пробитой башкой ольха,
Капая желтым мозгом,
Прихрамывает при дороге...»

12. В кладовке у бога – снега
как средство для облачной стирки,
мука на мацу, кочерга
и пресные слезы в пробирке…»

13. «Сам видал я вчера за Таганкою,
Как под уличный выбрет и вой,
Мне проржав перегудкою звонкою,
С голодухи свалился трамвай...»

14. «…Весь в пуху и дробинках январь
как зубным порошком запорошен.
Наливается соком янтарь
зачехленных фонарных горошин…»

15. Оттого-то в сентябрьскую склень
На сухой и холодный суглинок,
Головой размозжась о плетень
Облилась кровью ягод рябина…»

16. «На полке гребенка из кедра. В борще отмокает свекла.
Бездомная вьюга снаружи касается попой стекла…»

17. «И плыли женщины по руслам строк
Баржами, груженными доверху,
А они выверяли раскрытым циркулем ног,
Сколько страсти в душе у любовника…»

18. «Вприскочку домой пострелята летят
врубать хитроумный компутэр,
в котором у них эротический чат
и страшный, как мир, дрей-дэ-шутер…»

19. «Не поймет даже та, которой губ тяну я руки,
Мое простое: лэ-сэ-сэ-фиоррр-эй-ва!..»

Ответы: 1. Шершеневич, 2. Никитин, 3. Есенин, 4. Никитин, 5. Есенин, 6. Никитин, 7. Есенин, 8. Никитин, 9. Мариенгоф, 10. Шершеневич, 11. Есенин, 12. Никитин, 13 Шершеневич, 14. Никитин, 15. Есенин, 16. Никитин, 17.Шершеневич, 18. Никитин, 19. Шершеневич.

Ну, что, пытливый читатель? Убедила я Вас?

:-)))

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Инна Молчанова
: Евгений Никитин. Сосновая смола. Рецензии.
Евгений Никитин. Сосновая смола. Рецензия
28.12.04

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275