Юрий Лой: Один в темноте.
Юный ранимый герой, Она, отвергающая его любовь, и внезапные перемещения во времени, пространстве или между мирами, разделенными непонятно чем - это есть почти во всех рассказах Юрия Лоя. Их сюжеты во многом похожи, истории могли бы показаться однообразными, но каждая запоминается по-своему - благодаря точным, ярким образам и такой вечной ценности, как искренность.
С удовольствием отмечаю, что язык автора за время нашего сотрудничества стал заметно лучше.
Редактор отдела прозы, Елена Мокрушина
|
Один в темноте
Его взгляд был прикован к одинокому месяцу, навострившему два своих острых края ввысь, словно насмехаясь над возникшей ситуацией. Его ситуацией. Всего лишь часть сонливой луны, подумал он, переводя слипающиеся глаза с хохочущего небесно-ночного светила на невыразимо слепящие звёзды. Тут и там они сумели зацепиться за шершавое, глубоко-синее и отшлифованное, как поверхность новёхонького столика, полотно. Казалось, в своём игривом мерцании они вот-вот сорвутся и, неумолимо приближаясь к земле, увеличатся до невообразимой величины. Созерцание этой красоты не позволяло мыслям, роившемся где-то в тёмном углу, вернуться в голову. Нет. Он не желал вспоминать, где он и зачем здесь находится. Зачем? Нет, нет и нет!
-Прости.
Голос, тихий и жалобный, раздался из тёмно-шоколадных теней, недосягаемых для сонливого месяца. Столь знакомый, до боли знакомый голосок. Вот он, рядом, посмотри! Услышь!
-Нет. Это ты меня прости, прошу!..- взмолился он.
Вместо ответа его зрение уловило движение, едва заметное. Вот она. Рядом. Или оно? Нет, она. Тень, извилистая и шершавая, как наждачная бумага, ползла от угла к углу, приближалась. С противным скрипом она перемещалась метр за метром.
Где я нахожусь? Что это? Он думал, думал… не мог вспомнить, но сумел таки шевельнуться. Когда живая чернота подползла вплотную, из неё вынырнула рыженькая девушка с двумя глазками-звёздочками, будто сорванными с неба. Волосы золотистыми завитушками падали на плечи и лоб.
Она подмигнула ему, улыбнулась и… схватила его за рукав, с силой крепкого мужчины рванувшись в тень. Через секунду тьма, казавшаяся живой субстанцией, вспыхнула всеми цветами радуги, слившимися в одно пятно, которое напоминало вылитые на стол детские краски. Они смешались в одно месиво и, как живой организм, расползлись в разные стороны, приобретая очертания асфальта под ногами, железного забора по бокам, зелёных деревьев, цветущих в солнечный весенний день. Он запрокинул голову, отдышался и восстановил дыхание как после многокилометровой пробежки. Грудь вздымалась и опускалась, вздымалась и опускалась. Ноги гудели. Ах да, дружок, ведь ты только что буквально пролетел добрую сотню ступенек, чтобы догнать Иру.
Ира.
Вдруг он понял, что девушка слегка отталкивает его от себя, упёршись ладошками ему в грудь. Да, его руки обхватили её талию, затем угрожающе сползли к ягодицам. Ира дышала ему в шею – тёплое, влажное, нежное дыхание любви, стоящей в лучах февральского солнца. Его лицо нырнуло в золотистое море её дурманящих волос, обоняние наполнилось ароматом леса после грозы, а левая щека прижалась к её виску.
-Тебе нужно отдышаться,- сказала она с волнением в голосе, - у тебя сердце сейчас выпрыгнет.
Да, мышца, перекачивающая кровь в груди, действительно надрывалась и стонала, била в рёбра с бешенством и яростным желанием вмешаться в ситуацию. Минуту они не двигались. Минута наивысшего наслаждения.
-Я люблю… тебя… - шепнул он, задыхаясь, и отпустил Иру. Его руки по-прежнему лежали на ней, но уже на локтях.
Девушка улыбнулась и как будто говорила своим выражением лица: “Мне нравится твоё поведение - серьёзно нравится,- но ты не в моих планах, ПРИЯТЕЛЬ.”
-И что это было?- спросила она.- Напугал ты меня. Выследил после того, как почти год не здоровался и накинулся исподтишка!
-Я пытался тебя забыть. Просто забыть. Не смог, прости…
-Так не делают.
-Я делаю,- парировал он и, сам не зная зачем, отломил край ветки с набухшими зелёными почками.- Ты бросила его?
-Да. Он – УРОД. Доволен?
-Да.
- Мне пора бежать…
-Можно я тебя ещё раз обниму?
Ира подняла одну бровь, насупилась, улыбка померкла.
-Весна пришла, молодые люди?- сказал проходящий мимо старичок и прежде, чем Ира успела ответить, продолжил.- Вижу, что пришла.
Девушка кивнула ему и вновь повернулась к возбуждённому парню.
-Знаю,- бросил он, не давая ей ответить,- знаю, что я дурак. Знаю, что зациклился…
-Мир?- спросила Ира и протянула ему ручку, хрупкую, маленькую, с двумя серебряными колечками в форме дубовых листьев, красовавшихся на большом и указательном пальчиках.
-Не могу я с тобой дружить!- сказал, как отрезал молодой человек и отступил на шаг.
Ручка замерла на несколько секунд и опустилась.
-Прости, надо бежать. Удачи тебе…
Ира застучала каблуками по ступенькам и жирной кляксой расползлась по размытому полотну, сменившемуся тьмой.
-Хватит?- осведомилась она, залитая потоками хохочущего месяца.
Он молчал, тяжело дыша и зажмурив глаза.
-Открой глаза.
-Нет!
-Открывай!- Её надрывный голосок звякнул как столкнувшиеся куски металла.
Он боялся, что солёные ручьи хлынут на свободу вместе с рыданиями. Открыл.
Ира, облачённая в чёрное платье до колен, сидела за партой с разложенными на ней пеналом и письменными принадлежностями.
-Почему ты не пришла к расписанию, Ира?- спросил он с великой осторожностью, причём голос его прозвучал с пугающей самостоятельностью, словно заранее записанный на магнитофон.
Девушка прикусила нижнюю губу, молчала.
-Ты не мужик?- выпалила она.- Что я тебе сделала?
-Ничего. Я просто не смог тебя забыть.
Ира заметно напряглась, словно ожидала нападение. Он сидел на краю парты перед ней и чувствовал катящиеся под мышками крупные капли пота. Лоб покрылся испариной.
-Я тебя боюсь. Боюсь ходить по коридорам института, боюсь встретить тебя за углом…
-Ира,- прервал он девушку чуть дрогнувшим голосом,- давай поставим точку в этой истории…
Она вздохнула как человек, снявший с плеч тяжёлый груз.
-Я могу больше не приходить к тебе,- сказал он.
-Мне всё равно, если честно.
-Скажи “да” или “нет”. Мне больше не приходить? Никогда? Просто скажи, Ира.
-Мне всё равно!
На несколько секунд он застыл в одном положении, будто монумент, и вскочил на ноги. Уверенно отчеканивая шаг, направился к выходу. К тяжёлой двери, за которой его ждал островок улицы, залитый светом одинокого месяца. Рыжеволосая девушка ждала, вперив руки в бока.
-Ну?
-Это… слишком тяжело для меня. Слишком.
-Значит, мало!
-Нет! Я…
Ночной пейзаж сменился на длинный коридор, как сдёрнутая занавеска с окна.
-Прошу, не бойся меня,- прошептал он, чувствуя себя марионеткой. Так и хотелось глянуть ввысь, на изверга, дёргающего за верёвочки минувшего прошлого.
-Не подходи ближе.
-Ира…
-Хватит! Хватит этих сообщений!!
Он присылал их каждый день, десятками. Трогательные, душераздирающие.
-Я хочу лишь поговорить и всё. Просто поговорить с тобой.
-У меня нет времени! Не прикасайся ко мне! Оставь меня в покое!- взорвалась Ира, отвернулась и уставилась в конспект.
Он переминался с ноги на ногу, не желая верить в происходящее, и с трудом попятился назад. Ира не оборачивалась. Абсолютное равнодушие, всякое отсутствие понимания. Почему? Простой для всего мира и в то же время немыслимо сложный вопрос для одного человека… для него.
Его потянули за левый локоть, но он всеми силами сопротивлялся, дабы перечеркнуть ранее проведённую линию судьбы и начертить новую, идеальную. Хотя бы попробовать.
-Я поговорю с ней! Снова поговорю!- вопил он.
-Поздно,- прозвенел металлически-мелодичный голос рыжеволосой девушки из черноты слева.
-Нет!
Она победила. Глядя на растворяющуюся спину читающей конспект Иры, похожей на кусочек засохшей краски в стакане воды, он завалился на спину под звёздным небом. По нему плыли неторопливые, просвечивающиеся серебристо-лунным светом облака причудливых форм. Парень встал на ноги, выпрямил спину, застонал и схватился за грудь, где мышца перекачивала кровь в ритме вышедшего из-под контроля насоса.
-Прости…
Надрывный, звучащий из ниоткуда и в то же время со всех сторон голос неопределённого пола бесил его. Бесил и сжимал нервы. Молодой человек осмотрелся прищуренными глазами. Один. Где Ира?
-Я рядом,- шепнула девушка, словно уловившая запах его мыслей.
-Почему ты просишь у меня прощения?.
-Прощения?
-Да.
-У кого?
-У меня! Это была ты!
Он развернулся к ней лицом и вскрикнул от резанувшего глаза яркого солнца. Орган зрения привык молниеносно и отобразил плёнку памяти, записанной пару лет назад. Ира вышла из жёлтого автобуса, переполненного людьми – по большей части преподавателями ВУЗа и студентами. Его рука дёрнулась помочь девушке сойти с последней ступеньки на асфальтированную остановку, но так и застыла в одном положении.
-Я заплатил, - сказал он, бросив взгляд на зажатые в её руке две гривны.
-Я поняла. Почему вы, парни, слово НЕТ расцениваете как ДА??
-Ира, успокойся, пожалуйста. Не люблю, когда ты нервничаешь…- произнёс парень дрожащим голосом, шагнул к ней и обнял девушку за плечи.
Они не спеша шагали по узкоколейной дорожке вдоль дороги, ничем не отличаясь со стороны от обычной влюблённой парочки, выясняющей отношения в порыве бурных эмоций. Он - высокий, темноволосый, в меру худой - неимоверными силами сдерживал чувства, бушевавшие в груди наравне с тёплым удовольствием и болью ревности. Ира сбросила его руку со своего плечика, чуть улыбнулась и небрежно сунула деньги с мелочью в нагрудный кармашек весенней курточки. Пятьдесят копеек одной монетой брякнули по асфальту. Девушка замерла – мило так, невинно – и наклонилась поднять.
-Ира,- начал он, наполнив грудь сладким апрельским ароматом благоухающих деревьев,- давай забудем обиды, просто встретимся и нормально, дружески поговорим. Просто поговорим.
-Я занята. У меня нет времени даже сейчас разговаривать.
-С тем уродом у тебя было время разговаривать.
-С ним покончено.
-Так почему бы не начать всё с начала с…
-С тобой?- наигранно улыбнулась Ира белоснежными зубками.
Он осёкся, сглотнул и продолжил, взмахнув правой рукой:
-Я знаю, тебе не нравится мой характер. Знаю. Мне он самому не нравится.
Девушка засмеялась волшебным и несколько унизительным голоском как при последнем телефонном разговоре, когда он не нашёлся спросить ничего умнее, чем: ”Как дела?”
-Мне действительно пора,- сказала она извиняющимся тоном.- Пока. Дома ждут занятия и дела.
Ира перебежала через дорогу и торопливо направилась к частному домику с чёрными воротами. Он стоял один, в который раз наблюдая за её удаляющейся, исчезающей фигуркой. На залитую солнцем дорогу, домики, деревья легла тень чёрной акварельной краски, размывшей все яркие цвета в одно мутное месиво. Оно навязчиво приняло очертания звёздного неба, тенистых закоулков.
-Прости…
Фраза съедала изнутри. Не её слово, а чужое. Не чужое - его. Оно звучало, как мольба простить самому себе потраченное даром время на лжелюбимого человека, которого он до сих пор считал желанным, недосягаемым ангелом неразделённого чувства. Его дрожащие колени подкосились, земля ушла из-под ног, но каким-то чудом ему удалось удержать равновесие. Чёрная фигура девушки сгущала краски, словно чья-то рука старательно смешивала цвет, делая его всё гуще и гуще. Чернота переходила в режущий глаза мрак, переливающийся густой поток черного шоколада. Пятно выделялось на фоне многочисленных теней, в свете звёзд и надрывно хохочущего месяца.
Что-то тяжёлое и мягкое легло на его левое плечо. Он едва не закричал от испуга и обернулся, выставив перед собой руки. В серебристом свете ночного “хохотуна” просматривалась грузная туша, нависшая над молодым человеком. Сиплое и прерывистое дыхание обдавало лицо ледяным, сковывающим эмоции и движения ветром. Прежде, чем он успел осознать увиденное, существо лопнуло, как надувной детский пузырь, наполненный вязкой жидкостью цвета мрачных закоулков за его спиной. Крупными каплями оно стекало по его лицу, одежде, давая ощущение пустоты внутри.
-Вытаскивай его!
Он не мог открыть глаза ввиду тут же застывшей корки на лице.
-Быстрее!- Голос звучал откуда-то сверху.
Будто заледеневшая вода на морозе, жидкость сковала его движения и странным образом давала понять, насколько он беспомощен перед своим прошлым, перед будущим, перед самим собой.
-Быстрее!!!- Взорвался голос в его голове, и он рухнул куда-то вниз, ощутив пружинистую опору под собой.
Открыл глаза, резко вскочил на ноги, оказавшиеся ватной субстанцией. Чьи-то руки подхватили его и усадили в кресло.
-Вызывай врачей, ему плохо!- крикнул высокий мужчина, держащий парня за левую руку.
-Уже вызвал. Будут с минуты на минуту!
-Не надо скорой!- сказал молодой человек, тяжело дыша.
-Твоя реакция болезненна,- сказал нависший незнакомец,- и единственная в своём роде. Мы не ожидали такого. Процесс борьбы с твоим прошлым оказался неконтролируемым.
-Борьбы?- нахмурился он, откинувшись на спинку, глубоко вздохнув и рассеянно захлопав глазами. Внимание приковала пестреющая янтарными буквами надпись: «Мы предлагаем новые услуги саморегуляции своего психического состояния и борьбы с депрессией! Долой таблетки, лекарства, убивающие нас изнутри! Только у нас и только с Вашего письменного согласия новая методика транса в глубины свербящего сердце прошлого, в его потаённые уголки, являющиеся первопричиной развития стрессов и апатий!”
-Боже,- пробормотал парень,- как я решился на это!
-Скорая внизу, они поднимаются!- сказал высокий мужчина.
-Эй!- заговорил второй, коренастый, с выступающей нижней челюстью.- Нам удалось записать весь сеанс.
-И?
-Ближе к концу возникло странное, уродливое существо, но столь размытое, что трудно разглядеть детали.
-Одиночество.
-Что?- Оба работника странной компании разом повернулись к своему клиенту.
-Одиночество,- повторил парень, уставившись отрешённым взглядом в потолок,- впервые я встретился с ним один на один…
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Юрий Лой: Один в темноте. Рассказ. Почти все рассказы Юрия Лоя об одном - о несчастной любви. Они могли бы показаться однообразными, если б не точные, яркие образы и вечная ценность искренности. 19.07.12 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|