Игорь Царев: РУССКАЯ ПЕЧЬ.
Имя этого Автора достаточно широко известно читательской аудитории сетевой поэзии. Однако, несмотря на виртуозное владение словом, творчество Игоря не статично, не заковано в вериги догм и стиля -– Мастер в поиске и, скорее всего, будет в пути всегда, потому что «движение -– это жизнь».
Представленный на сей раз цикл, на мой взгляд, интересен с «объемной» точки зрения. Во-первых, это -- гражданская лирика, что, согласитесь, уже интересно, так как в теоретических кругах споры о том, что же она собой представляет в нашей стране и в наше время, еще не достигли порога истины. Во-вторых, это очень качественная поэзия, взращенная еще советской литературно-публицистической школой, то есть, поэзия социалистического реализма. В-третьих, это поэзия переоценки ценностей и, своего рода, ностальгии, основу которой (поэзии) составляет метод дегероизации, причем, не конкретного лирического героя, а целой эпохи, строя.
Именно в связи с вышеизложенным, я и позволю себе предположить, что название цикла прямо соотносится с небезызвестным фразеологизмом «танцевать от печки», что означает: «возвращаться к привычному месту, начинать сызнова, повторять весь ход работы с самого начала, нуля». Так, с переосмысления судьбы страны и себя, как гражданина, открывается данное повествование. Замечу: не надрывно–обвинительное, не декларативно-призывное, не огульно-осудительное, а логичное, индивидуальное размышление предстает перед глазами взыскательного читателя. И это, безусловно, подкупает и ориентирует на доверие к Автору. «Верю!» -- как сказал бы Станиславский.
Одноименным с названием цикла является и центральное, кульминационное повествование «Русская печь», практически, пронизанное идиомами. Немалая роль отведена внутренним тезисам («подзаголовкам») цикла, иногда являющимся «ключом» к дешифровке авторского замысла. Сама подборка исполнена на высоком профессиональном уровне -- соблюдены главные принципы цикличности: цикл представляет собой достаточно обоснованное художественное целое, а произведения, включенные в него, сохраняют форму завершенности. Композиция цикла создана за счет общей тематики и рамочных повествований, ведущихся от первого лица, что позволяет идентифицировать Лирического героя с самим Автором. Финал цикла закрыт, морализован (что примечательно!) и содержит Авторский вывод.
Игорю легко поддается «механика» избранного для реализации Авторского замысла литературного направления –- реализма (дабы избежать скептицизма оппонентов, боюсь вторично привлекать внимание к его «социалистичности»). Прежде всего, это -– сюжетность, органичное соответствие формы содержанию, четкие логические цепочки и абсолютное соблюдение причинно-следственных связей. Привлекательными художественно-изобразительными «инструментами» методологии, избранной Автором, являются пересечения лексических пластов (от высокой -- до разговорно-бытовой и даже экспрессивно-негативной лексики), а также полисемия и, связанная с ней, игра смыслов. Это дает возможность не только широкому толкованию образов, но и содержит некоторую эс(з)опию, то есть, иносказательный смысл, что придает повествованию особый шарм и всецело отражает дух того времени. Одним словом, как ретроспективно приглашает нас к сопереживанию Автор: «… но какие в те годы рождались стихи!..»
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Инна Молчанова
|