|
Джон Маверик: Я расту.
"Блажен, кто с молоду был молод,
Блажен, кто во-время созрел..."
A.С.Пушкин
Если судить по потоку последних поэтических публикаций в Точке Зрения, наиболее любимые нынешними поэтами жанры - баллада и верлибр. Границы между поэзией и прозой стремительно размываются: точные рифмы и строгие размеры смотрятся чуть ли не раритетом, их наличие всячески маскируется прозаической формой записи; стихи все чаще опираются на сюжет; основная их цель - не краткая образная передача конкретной эмоции или мысли, а чуть ли не развернутое реалистичное жизнеописание лирических героев.
Проза Джона Маверика - интересный пример обратной тенденции: того как проза подходит к самой кромке, отделяющей ее от поэзии. Речь не о формальных признаках: автор далек от какого-то бы ни было экспериментаторства, типа ритмической прозы Андрея Белого; Джон Маверик придерживается консервативной манеры письма; но первый же эпитет, который приходит в голову о его рассказе - поэтичный. Если в традиционной прозе образ или метафора - покорные служанки сюжета, чья роль - поярче и позанимательнее проиллюстрировать общее рассуждение или разнообразить речь, то в рассказе у Джона образ или символ какого-либо душевного состояния или явления - основное, ради чего и задумано повествование, а сюжет лишь способ этот образ рассмотреть получше: со всех сторон и в разные временные отрезки.
В "Я расту" речь идет об инфантильности, о несоответствии возраста календарного и духовного - явлении более, чем злободневном. Любой психологический сайт буквально затоплен многочисленными жалобами одних великовозрастных детей на других, себе подобных, - таких же великовозрастных, эгоцентричных, вызвавшихся было играть взрослые роли супругов или родителей, но попросту не способным к подобному подвигу: сколько бы лет не стояло в их паспортах, как бы представительно не выглядели их бороды или седины, а в партнерах они ищут прежде всего нянюшку. Они не выросли. Фантастический сюжет рассказа Джона основан в буквальном прочтении этой более, чем распространенной метафоры "не вырос". Герой рассказа Паскаль не растет со своих семи лет, он отчаянно отталкивает от себя жестокую реальность, один из символов которой - колесо, превращающее живую собаку в кровавый мусс. Но мальчик вынужден жить в этом мире беспощадных колес и жестоких подростков; он изо всех сил пытается "догнать" своих ровесников. Днем Паскаль научился создавать видимость обычного роста, подходящего взрослому человеку, но по ночам он съеживается до своих реальных физических и психологических размеров: становится маленьким беззащитным мальчиком. И жену его, - симпатичную милую девушку, беззаветно любящую мужа и мечтающую о своем ребенке ждет мучительнейшая трагедия - бездетное бессмысленное угасание. Даже в старости ей предстоит нянчить мужа. Вся немыслимость этой невыносимой для взрослой женщины ситуации, вся жуть того, что стоит за этой печальной, но привычной для каждого фразой обрушивается на читателя в мощной концовке благодаря тому же поэтическому приему: словам возвращается их буквальный первозданный смысл. И сколько бы я не разглагольствовала на эту же безрадостную, но увы, актуальную тему, на какую бы статистику не ссылалась, а все мои морализаторские рассуждения - ничто в сравнении с яркой, сюрреалистической, в двух - трех предложениях обрисованной картинкой: постаревшая несчастная Алиса с полубезумными слезами умиления на глазах баюкает своего семилетнего Паскаля-Марека.
Захватывающего чтения, уважаемый читатель!
Редактор отдела поэзии, Марина Генчикмахер
|
Я расту
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Джон Маверик: Я расту. Рассказ. Рассказ о трагедии "золотого детства", затянувшегося до седин 12.10.12 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
| |