Александр Балтин: К 100-летию Ингмара Бергмана.
Вспомним фильмы Бергмана - и пожалеем, что самый замечательный художник, увы, простой смертный. Как и мы с вами.
Редактор отдела поэзии, Борис Суслович
|
К 100-летию Ингмара Бергмана
Рыцарь Антоний Блок, возвращающийся из Крестового похода, играет в шахматы со смертью - редко кому предоставляется такая возможность.
Средневековье выстроено по условиям, какие нам, сегодняшним, осознать едва ли, и даже посадка глаз тогдашних людей отличалась от нашей - не говоря о взглядах на жизнь.
Сакральность крестовых походов в сознаниях идущих была столь велика, что количество пролитой крови не принималось в расчёт, хотя Антоний Блок явно разочарован происшедшим с ним; да и смерть выглядит весьма усталой...
Уставал ли Бергман, закручивая невероятные лабиринты своих фильмов?
О! Их тяжело пройти, и постоянно кажется, что тень Лютера где-то рядом, и приглушённо, на заднем плане звучит музыка Малера.
Бергман-протестант уступает Бергману-художнику в интенсивности внутренней жизни, но это только плюс его кинематографу: одному из пиковых в мировой практике.
Или пантеоне.
Не так уж много режиссеров создали свой мир - с массой ответвлений, громоздящейся во много ярусов философией, галереей запоминающихся персонажей; и не так много режиссёров, чьи фильмы, как тексты великих писателей по нескольким страницам, по ряду кадров узнаются - подпись: в данном случае титры - не нужны.
Профессор из "Земляничной поляны", видя сон - страшный сон, с гробом, в начинке которого он узнаёт себя, перед этим замечает часы без стрелок: время кончилось для него.
Но оно ликует и играет в молодых персонажах - это время, от какого некуда деться, какое растекается, как у Дали, удлиняется, как в античных мифах, когда богам было угодно дать возможность додраться любимым героям.
Бергман синтезирует мировую культуру, множа её собою; и звуки "Осенней сонаты", разрывающиеся тяжелым конфликтом матери-дочери, точно присыпаны пылью отношений: странных, сложных...
А чудесная лёгкость "Лета с Моникой", точно пузырящаяся летним светом (хочется добавить - шампанским, пьянящим светом) отчасти компенсирует трагизм, глубоко вложенный в недра души художника...
Бергман - знаменитый театральный режиссёр, писатель - как кинорежиссёр поднимает планку так высоко, что далее, кажется, возможен только спуск...
И действительно, ничего более яркого, чем "Седьмая печать", "Земляничная поляна", "Осенняя соната", "Фанни и Александр" в последующие годы не появилось.
Впрочем, приливы всегда чередуются с отливами - и в искусстве тоже.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Александр Балтин: К 100-летию Ингмара Бергмана. Критические статьи. Вспомним фильмы Бергмана - и пожалеем, что самый замечательный художник, увы, простой смертный. Как и мы с вами. 31.07.18 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|