h Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Балтин: Суфийское небо (Прозаические миниатюры).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Александр Балтин: Суфийское небо.

Руми, Хайям, Фирдоуси, Саади... Замечательно! Но где Хафиз?

Редактор отдела поэзии, 
Борис Суслович

Александр Балтин

Суфийское небо

СУФИЙСКОЕ НЕБО РУМИ
Отец – придворный богослов-юрист и популярный в народе суфий – повествовал сыну о бесконечной череде превращений и о зыбкости внешних форм, сущность которых сокрыта в тайниках высот, с которыми и соединяемся, теряя формы.
Отец был вынужден бежать из родного города под угрозой монгольского нашествия, и обосноваться в Малой Азии, в городе Конья…
Руми занимает место умершего отца; и придворная пышность, лабиринты дней и лабиринты залов позволяют ему познать нечто неуловимое…
Нет! надвигаются грозы монголов, и Руми уходит в дебри суфизма, ищет крайних степеней оного, предполагая духовное делание -основой основ.
Диван ткётся и растёт, истины облекаются в иносказания; поучительные рассказы прерываются аллегориями, двустишия множатся, отражая зеркалами истины суфизма; и танец знаков стремительно покрывает страницы…
Цветут миниатюры, где тексты даже визуально подобны тонким изгибам суфийской мысли.
Глыба «Маснави» вдвигается в реальность, двустишия переплетаются, созидая целостный свод, поднимающийся в небеса, уходящий корнями в тайнознание, ради освещения которого и пришёл в мир Руми, растворившийся в длительной череде аллегорий собственных текстов…

ВОЛШЕБНОЕ ВИНО ХАЙЯМА
Самарканд раскрылся Хайяму великолепным цветением наук: и внешняя его роскошь ничуть не контрастировала с внутренним делом, в котором был призван раствориться юноша.
В предисловие к Алгебре он писал о гибели многих учёных – сельджукское завоевание Центральной Азии было жестоким; писал и о других – облекающих истину в ложь.
В шестнадцать лет он столкнулся с потерями: ушли его мать и отец.
Владел ли он тогда суфийской грамотностью?
Хайям не задерживается в городах: Бухара открывает ему свои пределы; работая с группой учёных, Хайям создаёт солнечный календарь более точный, чем григорианский.
Он пишет трактаты по математики и становится известнейшим астрономом – достаточно для зыбей вечности, но Хайям пишет стихотворные афоризмы – рубаи: постоянно, на протяжении всей жизни.
Он переносит в них то, что будет истолковано превратно, ибо под вином, щедро пролитым в строки, имеет в виду экстаз божественного опьянения.
Светящийся след идёт в века, и в них уже считается, что было два человека: Хайям-учёный и Хайям-поэт.
Так сообщает, к примеру, знаменитый словарь Брокгауза и Эфрона…
Забытые рубаи снова возникают – сначала в переводах на латынь трудами Фицджеральда, потом – на всех языках расцветают коврами необыкновенной прелести: играя огнями мудрости, и обманывая простецов внешней доступностью содержания.





НЕБЕСНЫЕ СВИТКИ ФИРДОУСИ
Бесконечно шли войны, и поместья Фирдоуси, будучи невелики, с трудом кормили владельцев…
Молодость поэта совпадает с периодом освобождения Ирана от арабского господства; позже, служивший при дворе султана, познал гнев владыки – острие сатиры больно ужалило властителя, и поэт вынужден был бежать, до конца дней скитаясь, живя в бедности…
Шахнаме росла и росла, собирались золотые зёрна фольклора, из которых поднимались деревья смыслов; древнеиранские мифы, доисламский эпос, сказания зороастрийцев входили в поэму, обогащая роскошь свода; эпос о царях представлял собою торжество персидского языка…
История сама вошла в поэму – от первого царя и первого человека, воплотивших собою общечеловеческое детство, до современности, какою всегда живёт автор: поэма перерастала временные свитки, уходила в небо, черпала из космоса, и не было и не будет ей конца… в разной, последовавшей жизни человеков.


СВЕТ СААДИ
Практический, житейский суфизм – и произрастающая из него крупнейшая фигура – Саади.
Странствуя, писал, писал, странствуя; в Индии принял веру огнепоклонников – к тому склонили обстоятельства. А то, что бежав, убил камнем стража – правда ли? или приукрашивание и без того пёстрой биографии Саади…
Суфийская философия и этика должны быть подкреплены примерами, что и было сделано Саади в «Бустане», где образность цветения примеров выявляет всё линии и оттенки суфизма…
И громоздится Диван, вздымаясь к сферам, и черпая из оных, и не затмит сияний идущих от него, время, и дух Саади витает над световою бездной, не представить которую живущим в низине жизни.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Балтин
: Суфийское небо. Прозаические миниатюры.
Руми, Хайям, Фирдоуси, Саади... Замечательно! Но где Хафиз?
20.11.18

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275