Александр Балтин: Замечательная "Зависть".
Потрясающий, глубоко трагический портрет Олеши в конце жизни, "на закате лет", написал Ярослав Смеляков:
Юрий Олеша
Не на извозчике, а пеший,
жуя потайно бутерброд,
в пальтишке стареньком Олеша
весной по улице идёт.
Башка апрельская в тумане,
ледок в проулочке блестит.
Как чек волшебника, в кармане
рублёвка старая лежит.
Её возможно со стараньем
истратить на закате лет
на чашку кофе в ресторане,
на золотой вечерний свет.
Он не богат, но и не жалок,
и может, если всё забыть,
букетик маленьких фиалок
одной красавице купить.
Но так тревожно и приятно
не обольщать и не жалеть,
а в переулочке бесплатно
снежком и наледью хрустеть.
Пускай в апрельском свежем мраке,
не отставая там и тут,
как бы безмолвные собаки,
за ним метафоры бегут.
1968
Редактор отдела поэзии, Борис Суслович
|
Замечательная "Зависть"
Мечтатель, романтик, фантазёр, поэт, загнанный реальностью в тараканью щель бытия, из которой если выбраться, то только в пивную, где пиво ляпает на толстый пол из кружки одного из уродов, окружающих чудную девушку: уродов агрессивных, как хищники, выбрасывающих несчастного вон, снова в тараканью щель…
И пышный, могутный телом, громогласный начальник треста – разумеется, пищевого – от скуки ли, из брезгливой жалости подбирающий выброшенного, размещающий его у себя дома, пока нет главного, основного человека, живущего в этой хорошо обставленной, всегда проветриваемой комнате.
Жёстко, как каштаны, оформленные фразы: тугие, переливающиеся.
Ранние каштаны очень красивы: отсвечивают яшмой, и тон их кажется глубоким, как бездна, как взгляд в себя; но усыхающие, стареющие они совсем не привлекательны.
Конфликт между романтиком и прагматиком, пусть надевающим маску добряка, извечен, как…все человеческие конфликты, и так же не разрешим.
«Зависть» Олеши высится великолепным, чудно собранным шатром, где многие фразы являются отдельными, самостоятельными произведениями.
Странно: они не требуют дополнения, их можно перечитывать вновь и вновь, получая не малое эстетическое наслаждение.
Они – как стихи в прозе, внутри большой прозы, тоже ориентированной на поэзию.
Николай Кавалеров болеет жизнью, как пустой переулок в начале романа болеет им, идущим в никуда Николаем Кавалеровом.
Андрей Бабичев жизнью наслаждается, насыщая себя ею, и производя немыслимое количество снеди, что будет насыщать толпы людские.
Пшеница всегда требует питания – прежде, чем созреет.
В пшенице человеческой можно заплутать, как в дебрях, какие не снились и италийскому духовидцу.
Вон та фраза фыркает, изогнувшись, как разозлившаяся кошка, и кажется, финал её скатится в никуда.
Суммарная жизнь фраз – как своеобразный социум, вписанный в данность «Завистью» - грандиозным художественным построением Юрия Олеши…
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Александр Балтин: Замечательная "Зависть". Эссе. Потрясающий, глубоко трагический портрет Олеши в конце жизни, "на закате лет", написал Ярослав Смеляков. 05.10.19 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|