О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки





Статьи **



Александр Балтин: Замечательная "Зависть".

Потрясающий, глубоко трагический портрет Олеши в конце жизни, "на закате лет", написал Ярослав Смеляков:

Юрий Олеша

Не на извозчике, а пеший,
жуя потайно бутерброд,
в пальтишке стареньком Олеша
весной по улице идёт.

Башка апрельская в тумане,
ледок в проулочке блестит.
Как чек волшебника, в кармане
рублёвка старая лежит.

Её возможно со стараньем
истратить на закате лет
на чашку кофе в ресторане,
на золотой вечерний свет.

Он не богат, но и не жалок,
и может, если всё забыть,
букетик маленьких фиалок
одной красавице купить.

Но так тревожно и приятно
не обольщать и не жалеть,
а в переулочке бесплатно
снежком и наледью хрустеть.

Пускай в апрельском свежем мраке,
не отставая там и тут,
как бы безмолвные собаки,
за ним метафоры бегут.

1968

Редактор отдела поэзии, 
Борис Суслович

Александр Балтин

Замечательная "Зависть"

Мечтатель, романтик, фантазёр, поэт, загнанный реальностью в тараканью щель бытия, из которой если выбраться, то только в пивную, где пиво ляпает на толстый пол из кружки одного из уродов, окружающих чудную девушку: уродов агрессивных, как хищники, выбрасывающих несчастного вон, снова в тараканью щель…
И пышный, могутный телом, громогласный начальник треста – разумеется, пищевого – от скуки ли, из брезгливой жалости подбирающий выброшенного, размещающий его у себя дома, пока нет главного, основного человека, живущего в этой хорошо обставленной, всегда проветриваемой комнате.
Жёстко, как каштаны, оформленные фразы: тугие, переливающиеся.
Ранние каштаны очень красивы: отсвечивают яшмой, и тон их кажется глубоким, как бездна, как взгляд в себя; но усыхающие, стареющие они совсем не привлекательны.
Конфликт между романтиком и прагматиком, пусть надевающим маску добряка, извечен, как…все человеческие конфликты, и так же не разрешим.
«Зависть» Олеши высится великолепным, чудно собранным шатром, где многие фразы являются отдельными, самостоятельными произведениями.
Странно: они не требуют дополнения, их можно перечитывать вновь и вновь, получая не малое эстетическое наслаждение.
Они – как стихи в прозе, внутри большой прозы, тоже ориентированной на поэзию.
Николай Кавалеров болеет жизнью, как пустой переулок в начале романа болеет им, идущим в никуда Николаем Кавалеровом.
Андрей Бабичев жизнью наслаждается, насыщая себя ею, и производя немыслимое количество снеди, что будет насыщать толпы людские.
Пшеница всегда требует питания – прежде, чем созреет.
В пшенице человеческой можно заплутать, как в дебрях, какие не снились и италийскому духовидцу.
Вон та фраза фыркает, изогнувшись, как разозлившаяся кошка, и кажется, финал её скатится в никуда.
Суммарная жизнь фраз – как своеобразный социум, вписанный в данность «Завистью» - грандиозным художественным построением Юрия Олеши…

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Балтин
: Замечательная "Зависть". Эссе.
Потрясающий, глубоко трагический портрет Олеши в конце жизни, "на закате лет", написал Ярослав Смеляков.
05.10.19
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/78760>Замечательная "Зависть"</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Потрясающий, глубоко трагический портрет Олеши в конце жизни, "на закате лет", написал Ярослав Смеляков.<br><small>05.10.19</small></font></td></tr></table>



hp"); ?>