Александр Балтин: Русь - в исполнение П. Романова.
Никакие надежды не сбылись, будущее оказалось страшным, безысходным, "окаянным" (Бунин). Но надежда живёт и сегодня. Она-таки "вечная".
Редактор отдела поэзии, Борис Суслович
|
Русь - в исполнение П. Романова
Щедрое название, глобальное, величественное – Русь – подразумевает такие объемы, когда речь идёт о романе, что диву даёшься…
И «Русь» П. Романова возникает – колеблясь и колыхаясь, наполненная многим, в том числе – предчувствием распада…
Феномен усадьбы, приусадебной жизни, нравов, устоявшихся за века, показан отменно, сочно, вкусно, полностью в словесных традициях русской повествовательной прозы – ведь невозможно отступление от реализма, столь густо живописующего явь.
Но – Русь – шире этого; возникает и привычный, но такой румяный декорум: с калачами, тульскими и медовыми пряниками, гуляньями; возникают и мужики на завалинке, судящие да рядящие – мол, всё у помещиков, а им не досталось ничего.
На сцене появляется Митя Воейков: главный персонаж, или один из главных – помещик, но не из крупных: всего-то у него двое людей: кухарка и кучер, но оба такие противные, что мысли о богоносце съезжают куда-то вбок.
А Воейков всё размышляет… о переустройстве Руси, понятное дело, напоминая отчасти Тентетникова: мол, зачем что-то делать: ведь идёт себе усадебная жизнь, идёт размерено…
А потом влюбляется в дочь предводителя, а затем…Время начинает срывать с петель всё привычное, ради неизвестных перемен.
Роман заселён густо: мы увидим Авенира - вечного спорщика; профессора, одержимого чувством вины, без конца извиняющегося перед всеми, мы увидим роковую красотку, старух, богомольцев, дворян.
Плазма романа бурлит, и много в этой плазме составляющих, которые хочется очистить, отмыть, поменять.
Никакой идеализации народа тут нет: он чёрен, тяжёл, опасен, коли раззадорить.
Никакой идеализации и прочего.
И остаётся свинцовое впечатление от множественности жизни, густо и сочно показанной писателем; и едва-едва через него пробиваются тонкие лучи: мол, грядущее есть, и оно…
Вечная надежда.
Может, эти лучи – вместе с великолепным описательным колоритом – и есть лучшее в романе…
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Александр Балтин: Русь - в исполнение П. Романова. Эссе. Никакие надежды не сбылись, будущее оказалось страшным, безысходным, "окаянным" (Бунин). Но надежда живёт и сегодня. Она-таки "вечная". 29.07.20 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|