Александр Балтин: Альфа адыгейской литературы.
Литература малого народа, похоже, неуклонно развивавшаяся все советские годы...
Редактор отдела поэзии, Борис Суслович
|
Альфа адыгейской литературы
Роскошная фамилия – Гирей!
Представитель династии Чингизидов, и – одновременно – представитель адыгейской аристократии ( кому как не ей зачинать национальное слово?) Султанов Хан-Гирей был составителем азбуки адыгейского языка, архитектором проектов по гражданскому обустройству своего народа, одним из зачинателей этнографии и исторической науки; участвуя в боевых действиях, он, слишком обеспокоенный объёмами кровопролития, выступил инициатором проекта по остановке оного.
Он писал повести и очерки, собирал и обрабатывал фольклор, и то, что большинство произведений было опубликовано посмертно, говорило о высоте его нравственного чувства, для которого всякая известность оскорбительна (что едва ли может быть принято нынешним временем)…
Середина девятнадцатого века является своеобразным волноломом: появляется литература на адыгейском языке, в основном просветительского характера; и наибольшее значение имела деятельность Шоры Ногмова…
Отказавшись после духовной школы принять сан муллы, Ногмов поступает в русскую армию, что давало в то время, помимо возможности хорошего образования, перспективы карьерного роста; а Ногмов мечтал посвятить себя научной и просветительской деятельности.
Служба переводчиком, полковым писарем, очевидная одарённость к языкам: это привлекает к нему внимание; он пишет стихи, поднимая речь на новые высоты – и пламенные стяги произведений колышутся на онтологическом ветру; он создаёт монументальный труд по истории адыхов, и хотя некоторые выводы были оспорены, значение свода, составленного Ногмовым – и для общечеловеческой истории, и для истории его народа – сложно переоценить.
Басни Умара Берсея варьировали вечные темы, звуча по своему: и необычность жанра для адыгейской литературы была высверком алмазной грани мудрости.
Всегдашний объём несправедливости слишком велик, чтобы с ним мог не считаться поэт-баснописец: Берсей, используя иносказания и традиционные образы животных и птиц, пишет об адском положение людей труда – и о самой данностью определённом стремление к справедливости.
Умар Берсей изучал все диалекты адыгов, разрабатывая орфографию и национальные словари.
С 1918 года развитие литературы идёт по нарастающей: слоями новых жанров, соцветием новых имён; Ибрагим Цей разнообразно использует всевозможные формы: от фельетона до поэмы, от рассказа до романа: и вновь темы несправедливости и неравенства – вечные, как хлеб и млеко – определяют пафос его работ; Тембот Керашев, различно соприкасаясь с книгой и книжной учёностью, создаёт своды рассказов, живописующие наждачную правду жизни, открывающие соотечественникам возможные – другие – нормы бытия…
Оно разворачивалось широко – новое, не изведенное, зовущее не только ко всеобщей грамотности, но – к познанию света, который может нести художественное слово; что и было осуществлено в советский период бытования жизни и литературы…
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Александр Балтин: Альфа адыгейской литературы. Эссе. Литература малого народа, похоже, неуклонно развивавшаяся все советские годы... 10.11.20 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|