Александр Балтин: Е. Дмитриева и Черубина де Габриак.
Её популярность закончилась (точнее, оборвалась) с раскрытием псевдонима. А прожила Черубина-Лизавета сорок один. Умерла а ссылке. P.S. Стихи талантливые, конечно. И всё же жаль, что из-за неё во втором номере "Аполлона" не были напечатаны стихи Анненсеого.
Редактор отдела поэзии, Борис Суслович
|
Е. Дмитриева и Черубина де Габриак
Ревностная, истовая католичка Черубина де Габриак родилась в 1877 году: и строго воспитывалась в монастыре – за каждым её шагом следили и суровый отец, и аскетический духовник, исповедник, монах-иезуит…
Елизавета Дмитриева происходила из не богатой дворянской семьи; её отец, вряд ли отличавшийся суровостью учитель чистописания, рано умер от чахотки…
Черубина ни с кем не могла общаться напрямую, только через письма, в которых намекается на скорый уход в монастырь; Е. Дмитриева публиковала в теософских журналах переводы из испанской мистической поэзии, посещала башню Вяч. Иванова и близко дружила с Волошиным.
…позже выяснилось, что Черубина графиня, отец её испанец, мать русская…
Подлинным годом её рождения становится 1909, когда Дмитриева передаёт в «Аполлон» С. Маковскому стихи, подписанные пышным именем.
Игра присуща человеку извечно; литературная игра связана со многими составляющими: в том числе – с жаждой необычного…
…стихи Черубины горели изумрудами и рубинами мистических речений: в них проросла та мера всеобщности, которую воспринимала и понимала Дмитриева:
Братья-камни! Сестры-травы!
Как найти для вас слова?
Человеческой отравы
я вкусила - и мертва.
Принесла я вам, покорным,
бремя темного греха,
я склонюсь пред камнем черным,
перед веточкою мха.
Всё одушевлено: так сложно запущен космос: даже в пределах человеческого бытования, где камни и мхи точно пронизаны суммами мистических сияний…
Слова приходят сами, рождаясь из внутренних бездн, зацветая великолепными соцветиями смыслов.
Слова тихие – и: горящие, как стигматы – недаром же Черубина была ревностной католичкой: со склонностью к мистике.
В глубоких бороздах ладони
Читаю жизни письмена:
В них путь к Мистической Короне
И плоти мертвой глубина.
В кольце зловещего Сатурна
С моей судьбой сплелась любовь...
Какой уронит жребий урна?
Какой стрелой зажжется кровь?
И хиромантия, и неистовое вращение Сатурновых колец складываются в своеобразные суммы, не слишком характерные для поэзии русской – недаром же Дмитриева переводила испанскую мистику.
Струи её, мерцая и вспыхивая, пронизывают русские стихи, благополучно существующие второе столетие, говорящие и за талантливую Дмитриеву, и за мистическую Черубину, и за тот особенный космос, который открывается человеку, посвящённому сочинению стихов, как альфе бытия.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Александр Балтин: Е. Дмитриева и Черубина де Габриак. Эссе. Её популярность закончилась (точнее, оборвалась) с раскрытием псевдонима. А прожила Черубина-Лизавета сорок один. Умерла а ссылке. 04.03.21 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|