О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки





Статьи **



Александр Балтин: Альфа А. Ахматовой.

Насчёт "условности" смерти Ахматовой. В смысле поэтическом, культурном - точная и верная мысль. При всей неожиданности. Браво!

Редактор отдела поэзии, 
Борис Суслович

Александр Балтин

Альфа А. Ахматовой

Чары, чародейство, волхвование…
Появление стихов Ахматовой совпадало со спецификой времени: сумеречного, эстетского, пронизанного предчувствиями, настоянного на субстанции отгрохотавшей революции, а предчувствия другой будто и не играли роли в жизни Ахматовой.
Играл Сероглазый король: словно из недр средневековой сказки, или европейского романтизма, благородный по звуку…
Сие последнее: необыкновенный звуковой аристократизм — сопровождало стихи Ахматовой всю жизнь: и властная сила, наполнявшая паруса её стихов, оставалась даже в славословиях Сталину, написанных вынужденно: ситуации жизни была такова.
Но пока — длились серебряная скань начала века.
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
Ты куришь черную трубку,
Так странен дымок над ней.
Я надела узкую юбку,
Чтоб казаться еще стройней.

Психология, вводимая в произведения, точно посверкивая, наталкивала на мысли об Анненском: логичные, если учесть собственное восклицание Ахматовой: А тот, кого учителем считаю…
Бродячая собака, до этого Париж, Гумилёв, чуть ли не при жизни ещё ставший легендой, бурление, производимое массой литературных групп.
«Устрицы во льду» сильно противоречили муаровым закатам символизма, но и акмеизм Ахматовой был слишком условен: больно по-своему говорила.
Или пела.
Таинственно рождался звук: словно из потустороннего жемчуга, и было жемчужное, равно перламутровое мерцание, покрывавшее, — так нежно покрывавшее — её песни.
Необыкновенно женские: несмотря на властность голоса, и грациозно-женственные:

Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Всё менялось.
Время так круто разнесло старые декорации, что требование новых песен выглядело логичным, вместе — как будто с ножом к горлу: А ну! Пой по-новому, старый эстет…
Но — какие бы мотивы и сюжеты не наполняли произведения Ахматовой никакие голосовые вибрации были, казалось, невозможны: звук тёк ровно, величественно.
Ей необходимо было королевствовать, сколько бы ни просил сын не делать этого.
Рвались страшные ритмы «Реквиема», живописующего то, чего не должно было бы быть, призывая к отказу от повторения.
Дальше возникали знаки, маски, музыка «Поэмы без героя»: и множественность разгадок делала коды к ней, поэме, ещё более таинственными…
...кажется, она говорила голосом вечности, поэтому смерть её словно была условной: просто раскрывшимся путём в давно известные световые бездны.



Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Балтин
: Альфа А. Ахматовой. Эссе.
Насчёт "условности" смерти Ахматовой. В смысле поэтическом, культурном - точная и верная мысль. При всей неожиданности. Браво!
06.03.21
<table border=0 cellpadding=3 width=300><tr><td width=100 valign=top></td><td valign=top><b><big><font color=red>Точка Зрения</font> - Lito.Ru</big><br><a href=http://www.lito1.ru/avtor/baltin>Александр Балтин</a></b>: <a href=http://www.lito1.ru/text/79374>Альфа А. Ахматовой</a>. Эссе.<br> <font color=gray>Насчёт "условности" смерти Ахматовой. В смысле поэтическом, культурном - точная и верная мысль. При всей неожиданности. Браво!<br><small>06.03.21</small></font></td></tr></table>



hp"); ?>