Александр Балтин: Космос Аркадия Райкина. К 110-летию.
Один раз, в 1974, был на его концерте. Хлопал так, что потом болели ладони.
Редактор отдела поэзии, Борис Суслович
|
Космос Аркадия Райкина. К 110-летию
Космос Аркадия Райкина включал в себя многое: но важным элементом, перехватывающим его световыми дугами, было именно осветляющее начало: ничего пошлого, никакого телесного низа…
Пересматривая добрый, в чём-то наивный, прозрачно-акварельный фильм «Мы с вами где-то встречались», ощущаешь именно световые токи, исходящие от виртуозно исполненной киноработы, от сатирических фрагментов, прохватывающих человеческий негатив, мешавший жить людям на тогдашнем этапе.
Популярность Райкина была чрезвычайной: причём, не имея ничего общего с ухищрениями пиара, о которых тогда не знали, росла именно из народных глубин: росла, ширилась, вовлекая всё новых и новых и людей: от студентов до академиков, охватывая всё больше и больше слоёв общества.
…некогда в Риге расширенная семья Райкиных, включая многочисленную родню отца, проживала в доме по Московской улице, 19-21: и, казалось, артист навсегда сохранил в памяти шумную, пёструю, колоритную атмосферу, какая – как знать? – может быть помогала ему создавать характеры, подсмотренные с детства.
Ибо он создал букеты разнородных человеческих образов: весёлых, нелепых, гнусных, но даже через эту ауру обаятельных, забавных, примитивных…
Вот краткий, мускулисто сделанный фильм: «Волшебная сила искусства», вот, ставший известным актёр, встретивший свою школьную учительницу и узнавший, как ту притесняет в коммуналке парочка соседей-жлобов, является к ним домой, представ алкоголиком-маргиналом, скандалистом, превосходящим возможностями тех, разжиревших…
Как играет низовая речь!
Как – никогда не пивший Райкин – изображал бесконечную череду пропойц…
Каждый актёрский жест выверен, мастерство, казалось, даже не наработанным с годами – природным, идущим из глубин именно так организованной личности.
Природный актёр.
…в пёстром калейдоскопе мелькали, соединяясь, бранясь друг с другом, наивно задираясь, стремясь показать своё превосходство мелкие чиновники, дураки командировочные, маски с вымышленного собрания родительского коллектива, хитрые и ленивые директора производств, и снова – пропойцы, пьяницы, выпивохи…
Вот…посетитель музея произносит в бессчётный раз монолог «В греческом зале» - и вы смеётесь: вновь и вновь, зная многое наизусть…
Разворачивается многосерийная лента «Люди и манекены» - тут в рассуждениях таксиста (тоже в райкинском исполнение) уже звучит и метафизическое осмысление жизни: соль опыта сверкает на солнце духа; но сценки, на которых собственно и построен фильм, разнообразием оттенков, деталей, ситуаций точно открывают галерею тогдашней жизни.
Тексты Жванецкого звучали в исполнении Райкина совсем особенно: их парадоксальность точно позволяла выявить актёру ещё одну меру тонкости, заложенную в нём.
Его любила страна.
Его слушали всегда, - случайно включив радио, или нажав на телевизионную кнопку, и попав на его концерт, или одиночное выступление, уже не отрывались до конца.
Он был самым популярным сатирическим актёром своего времени: не утратив оной популярности и сейчас, предлагая образцы комического, которые иначе, как высокими, не назовёшь.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Александр Балтин: Космос Аркадия Райкина. К 110-летию. Эссе. Один раз, в 1974, был на его концерте. Хлопал так, что потом болели ладони. 08.07.21 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|