Элла Дерзай: Плот "Медузы".
Лет двадцать пять назад я впервые попал в Пушкинский музей изобразительных искусств и среди огромных, в полстены, полотен, которые не могут остаться незамеченными, почти случайно обнаружил достаточно странную миниатюру неизвестного мне художника. Она называлась, кажется, так: «В пещере у гномов». Небольшая, чуть больше экрана монитора, если не ошибаюсь. Почему я назвал её странной? Потому что рядом со всевозможными непонятными мне тогда персонажами Библии и греческих мифов – вдруг абсолютно сказочный, нетрадиционный для музеев такого масштаба сюжет, да и написано как-то корявенько, грязновато, густо, темновато (впрочем, наверно, так и надо). У меня возле этой картины было примерно то же, что у главного героя рассказа Эллы Дерзай, только, конечно, в более лёгкой, не столь злокачественной форме. В обморок я, конечно, не падал, но точно помню, что было страшновато и очень неуютно. Тяжёлый мрак пещеры, несколько зловещих уродцев, оранжевые блики от пламени свечи на хранящих какую-то многовековую тайну стенах …
Потом, в общежитии МГУ (я тогда поступал в Университет) мы, абитуриенты, долго обсуждали эту картину и пришли к выводу, что «там что-то нечисто»… Через несколько дней я опять пришёл в музей – ноги сами понесли меня туда, что ли? – и сразу заторопился к гномам. Стоял возле них долго, и опять было жутко, и опять не хотелось уходить (впечатлительный был юноша).
А недавно я снова попал в этот музей, но картины о гномах не нашёл. Может быть, плохо искал? В Интернете тоже никаких ссылок на неё нет. Узнать хотя бы, кто автор… Или (возвращаясь к сюжету рассказа Эллы Дерзай) лучше не надо ничего узнавать?..
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|