Декабрина Коржуева: cinema.
Это «тихое кровотечение внутреннего кинопроектора». В поэме «cinema» Декабрина Коржуева по-своему интерпретирует один из традиционных приёмов постмодернистской литературы, широко используемый ещё с 80-х годов – перенос принципов видеоряда на текстуальное пространство. Художественный мир поэмы не просто создаётся путём кадрирования действительности и использования таких привычных уже нашему глазу визуальных эффектов, как монтаж («моё сердце - твои глаза, чтобы я могла чувствовать то, что ты – видишь. горящие окна. кирпичная печь симметрично испещрена) и «наплыв» («раз – неумолимый параллелепипед. два – zoom. приближаю изображение. я – бабочка – насаживаю себя на медленные булавки патологоанатомических подробностей. анимированный квадрат. мир – в рамке, двухмерный»), но каждый эпизод «cinema», каждый кадр представляет собой совокупность строк, высвечиваемых лучом кинопроектора. Таким образом, в тексте реальности кинематографа, телевиденья, компьютерной графики и литературы сплавляются в единое целое, создают картинки вневременного внутреннего аниме боли - «от анатомии суицида, от аритмии цвета, от кипящего кАучука лица». Чрезвычайно сложно рецензировать стихи Декабрины, так как одной из особенностей её творчества является ослабление линии сознания и смещение акцента в сторону стратегий манипулирования текстом. Здесь она настоящий мастер своего дела. Читаешь и автоматически переключаешься на необычные звуковые находки, на переливы смыслов и визуальные эффекты. А тем временем в тебя незаметно проникает это «нечужое, гремуче ползущее в позвонки», живущее во всех произведениях Декабрины. Я бы сказала, нечто тревожное, то самое нечто, заставляющее нас получать странное удовольствие от триллеров и фильмов ужасов, от слизывания собственной крови с порезанного пальца. То ли боль, то ли постоянное ожидание боли. Потрясающий эффект. 35-й кадр.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Дарья Пиотровская
|