h Точка . Зрения - Lito.ru. Maksim Usachov: Шаг (Сказки и притчи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Maksim Usachov: Шаг.

"не сделав шага, не познаешь куда ступаешь"...
Собственно такова мораль этой притчи. Данный текст написан не для детей.
Честно говоря, я не знаю, как охарактеризовать произведение этого жанра. Каноны здесь вроде бы соблюдены. Игра по правилам, но чего-то мне не хватило. То ли проблема рабства меня перестала волновать лет десять назад, то ли показалось все неотшлифованным. Но в тоже время, я всегда с интересом наблюдаю, как люди делают шаг в неизведанное. Здесь все ирреально, библейские мотивы м прочее, прочее, прочее. Интерпретируя известные сюжеты, автор всегда становится еретиком, поскольку вольное толкование священного писания - это как бы от лукавого. Но лично мне симпатичны такие стремления.
В общем, я восприняла этот текст как шаг, как стремление выйти за пределы некого жанра - ведь и артисты постоянно тяготятся своим амплуа.Но только куда этот путь заведет автора, мне неизвестно. Как-то всегда немного опасаешься, когда люди меняют свои пристрастия. Впрочем, в данном случае все, вроде бы, закономерно. Если прочесть рассказы Максима, то становится понятно, что это так.



Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Анна Болкисева

Maksim Usachov

Шаг

Шаг это всегда открытие. Открытие земли, на которую ступаешь. Ты делаешь шаг и чувствуешь нежную траву, или горячий песок, или гладкую дорогу. Каждый камушек на твоем пути будет открытием для тебя, каждая колючка будет рассказывать тебе о мире. Но все это будет доступно тебе, если ноги твои босы. Стоит только защитить свои ступни сандалиями, как мир превратится для тебя в кожаную плоскость. Ради удобства, ты спрячешься за толстой подошвой и будешь гордиться своей обновкой, возможно даже не подозревая о том, что отныне земля будет нема. К чему я все это рассказываю? Да так. Просто мне хочется рассказать одну историю. Однажды...
  
  Хромой человечек, еще не старый, но уже седой, с трудом поднимался на невысокую гору. Туника из грубой ткани, мокрая от пота, липла к телу. Лицом человечек был нехорош. Некрасив был. Можно даже сказать безобразен. Не до той степени, когда смотреть страшно, но, если честно, долго любоваться не хотелось. К тому же один глаз человечка был карий, а другой серый, что конечно не уродство, но вкупе... Нехорош был и цвет лица человечка: то ли сер, то ли синеват. Поднимался этот человечек в гору и ругался себе под нос: 'Скотина, не мог место другое выбрать. Все в гору лезет. Что других мест нет? И спросишь же - издевается или нет - извиняться начнет, скотина, не подумал, видите ли'. Ах да, человечек был бос.
  
  А на вершине горы стоял тот самый человек, которого хромоногий называл скотиной. Он был красив, высок, волосы имел черные, тунику белую, дорогую, сандалии новые, с позолоченными веревочками. 'Мечта' - подумал Хромой, назовем его так, и сплюнул. Осталось пару шагов. Красавец (почему бы второго, во избежание путаницы, не назвать так?) подал Хромому руку, тот сделал вид, что не заметил. На вершине Хромой немного отдышался и спросил:
  
  - Ну? Зачем звал?
  
  Красавец улыбнулся. Искренне. Красивые люди могут позволить себе немного искренности. Это некрасивые должны лицемерить, будто их все устраивает.
  
  - Поговорить - сказал Красавец.
  
  - Да-а-а. Это ты любишь. Что на этот раз?
  
  - Вот послушай. Я недавно встретил раба. Он шел по улице маленького городка на самом краю мира. Из одежды на нем была только жалкая тряпка, которая прикрывала его срам.
  
  - Или гордость - вставил Хромой. Но Красавец на эту реплику внимания не обратил.
  
  - Спина его была в ужасных шрамах, на щеке было выжжено клеймо, одного глаза не было. На левой руке было только три пальца. Он нес огромную корзину, в которой лежали какие-то овощи, и боялся съесть даже самый маленький, хотя был голоден. - Красавиц посмотрел на Хромого с осуждением. - Я подошел и спросил его, как он попал в рабство. 'Я родился рабом' - ответил тот. Я спросил его, где он живет. Раб ответил мне, что живет в яме около дома. Я пошел вслед за ним и увидел дом его хозяина и других рабов. Я смотрел на них. Далеко не все они были уродливы, как встреченный мною раб. Некоторые, особенно рабыни, были прекрасны. Я думал уже уйти, но случайно посмотрел в глаза одному из них. Ты, наверное, слышал, когда говорят 'пустые глаза'?
  
  - Про слепых что ли?
  
  - Не придуривайся. Про зрячих.
  
  - И про зрячих слышал. - Хромой усмехнулся.
  
  - Мне не нравится этот образ. Мне почему-то вспоминается 'воловьи глаза'.- Красавец важно посмотрел в даль. 'Поэт' - подумал Хромой и опять сплюнул. Красавец посмотрел на него: 'Все вершину заплюет'. - Или 'коровьи'. В этих глазах не было ничего, кроме мыслей: пожрать, поспать, ну и сам понимаешь...
  
  - Пофилософствовать? - сказал Хромой и засмеялся.
  
  Красавец позволил себе улыбнуться.
  
  - Эти глаза тяжело назвать глазами человека. В них не было той Божественной искры, которую наш Отец щедро наделил людей во время Сотворения. Не было той Божественной жажды, которая заставляет искать неизведанное, копаться в непонятном...
  
  - И влезать в неувиденное.
  
  Красавец опять проигнорировал Хромого.
  
  - ...и достигать невозможного. Раб по воле своего хозяина перестает лакать из источника божественной благодати...
  
  - Брр. Постой-постой. Что он перестает делать? - на этот раз Хромой действительно запутался.
  
  - Ну, - Красавец немного замялся. - Слово Божье перестают слышать.
  
  - Не, теперь ты загнул. Отец наш всеведущ и всёпроникаем. Если он захочет чтобы Глас Его услышали, то уж будь уверен, мертвый услышит. Примеры были - сказал хромой и поежился.
  
  - Хм. Возможно, я неудачно выразился. Воспринимать нормально не смогут.
  
  - Смогут. Не смогут. Если Он захочет, поймут как надо. Те, кто останется. Примеры были.
  
  - Но понимание же не будет идти от души! Это понимание мозга! Ты же знаешь -
   вера, которая получила объяснение и потеряла свое трансцендентное обоснование, перестает быть верой. Страх вот что будет причинной этой веры. - Красавец замахал руками.
  
  - Ты уверен, что Он хочет, чтобы его перестали бояться?
  
  - Бояться Отца любящего, наказывающего во благо - нет. Он дал нам выбор, и тебе, и мне, и хозяину, и рабу. Только хозяин, презрев волю раба, приучает его к безмолвной покорности, которую не могу назвать иначе, кроме как бездушной. Потеряв свободу, раб теряет и свободу воли, ибо довлеет над ним воля хозяина мирского его. Мирского, не божественного. Душа его пребывает в серости незнания, потому что разум не умеет выбирать, он умеет только подчиняться.
  
  Хромой вздохнул.
  
  - Ты уверен, что раб откажется от своего незнания? Ты смотришь на выбор только как на подарок Божий, но для людей это еще и проблема. Вот твой раб шел наверняка с базара, где ключница покупала овощи, торговалась за каждый медяк, складывала овощи в корзину, а потом послала раба с ней домой. У раба нет проблем с выбором овощей, с деньгами. Может он счастлив? Ключница тоже ведь рабыня. Но, имеет более высокий статус, вынуждена нести гораздо более тяжелое бремя ответственности за свой правильный выбор. И кто знает, не мечтает ли она о тех временах, когда была наложницей? Ты спросил раба, хочет ли он этой ответственности?
  
  - У раба были шрамы. Может он получил их, потому что захотел свободы?
  
  - А может, потому что украл овощи? Или рабыню зажал против её воли?
  
  Теперь уже вздыхал Красавец.
  
  - Что ты мне хочешь мне доказать? Что рабы не захотят свободы?
  
  - Нет, почему же не захотят. Захотят. Кое-кто, конечно, плюнет на свободу, но большинство... Я просто не могу понять, зачем ты поднял этот разговор.
  
  - Я хочу отменить рабство. Рабство это мерзко, аморально и нарушает заветы Отца.
  
  - Фух! - Хромой посмотрел на Красавца немного растерянно - И как ты собираешься этого добиться?
  
  - Я думаю подарить людям новую религию. Религию, которая будет учить людей уважению и любви друг к другу. Религию, которая донесет людям истинное Слово Божье. Даст даже рабам право выбора.
  
  - Религия? - Хромой усмехнулся - Не уверен, что религия, какая бы человеколюбивой она ни была, в состоянии отменить рабство. Рабство это явление, прежде всего экономическое. Раб появился лишь потому, что хозяину выгодно. Когда люди видят возможность отхватить от мира какие-то блага, что-то я не замечал, чтобы вера даже в Него, останавливала их. Они даже совесть придумали, которая мучит их после. Заметь после, а не до. Ведь имея то, что нужно, можно и посокрушаться о том, что получено оно было не совсем праведно. А вот не имея желанного люди, думают только, как бы взять, отнять, ну и так далее.
  
  - Ты всегда действовал исходя из этого?
  
  - Ну, скажем так, я всегда этим пользовался.
  
  Красавец замахал рукой, как будто отгоняя мух.
  
  - А я и хочу подарить им религию, такую, которая будет их совестью. Но совестью такой, которая будет отвращать их от богопротивного действия до, а не после его совершения.
  
  - Наверное, это похвально. Но зачем тебе я?
  
  - Мне нужна твоя помощь.
  
  - Помощь? - Хромой поморщился. - Брат, ты же знаешь, я не хочу идти против Его воли. Я учел ошибки прошлого. Ты уж прости...
  
  - Я согласовал с Ним.
  
  - Да ну? - Хромой задумался, поковырял большим пальцем ноги в земле и произнес. - Ну, почему же не помочь. И какая помощь тебе требуется?
  
  Красавец долго объяснял. Хромой слушал его внимательно, на этот раз не прерывая.
  
  - Хорошо. У меня есть человек, который тебе подойдет. Его зовут Иоанн. Когда ты планируешь начать?
  
  - Чем скорее тем лучше. Если все пойдет так, как я планирую, то через пятьдесят лет рабство исчезнет.
  
  - А ты уверен, что распятие точно необходимо? Ты же понимаешь тут гарантировать ничего нельзя. Распнут тебя обязательно - это я гарантирую. А вот за воскрешение, я отвечать не могу.
  
  - Уверен.
  
  - Ладно, пойду я тогда. С человеком переговорю, подготовлю его как-то. Да и еще надо будет кое-что сделать. До встречи, брат.
  
  Хромой начал спуск.
  
  - Каин!- окликнул его брат, которого когда-то давно звали Авелем, а теперь носящий совершенно другие имена - Я благодарю тебя!
  
  Каин, он же Сатаниэль, или попросту Хромой, сделал вид, что не услышал его. Он тяжело ступал своими босыми стопами по острым камням и ворчал себе под нос: 'Странно, с каких пор Он стал таким добрым? Никогда не замечал, чтобы Он на рабов внимания обращал. Или это братец мой уговорил? Он у Него любимчик. Интересно удастся ли отменить рабство? Хм. Посмотрим. Не верю я в это. Но поучаствовать можно. Может еще и поимею что'. Хромой шел осторожно. Его хромая нога болела - она у него вообще была беспокойная. Начинала ныть после каждого пустяка. Вот и сейчас наверняка на ветру протянул. Теперь только в тепло. Боль напоминала Хромому о тех временах, когда он, еще совсем молодой, посмел усомниться в том, что не все достойны быть рабами Его...
  
  А рабство исчезло. Не через пятьдесят лет, конечно. Но, не сделав шага, не познаешь куда ступаешь. А то что обо всем этом думает сейчас Хромой разве кому-то интересно?

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Maksim Usachov
: Шаг. Сказки и притчи.

30.04.05

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275