Алексей Карaковский: Олег Фирсов: «Антология сетевой поэзии» и перспективы сотрудничества «Точки Зрения» с издательством «Литкон-Пресс».
Данная статья (точнее, в какой-то степени интервью) была написана нами с Олегом Фирсовым после того, как слухи о сотрудничестве «Точки Зрения» с издательством «Литкон-Пресс» стали предметом слухов, и возникла необходимость их каким-либо образом подтвердить или опровергнуть. Планы, излагаемые в этой статье, отнюдь не являются единственными нашими проектами. Но - обо всём по порядку...
Редактор отдела критики и публицистики, Алексей Караковский
|
Олег Фирсов: «Антология сетевой поэзии» и перспективы сотрудничества «Точки Зрения» с издательством «Литкон-Пресс»
Московское издательство «Литкон-Пресс» пока ещё не очень известно в сфере сетевой литературы. По большому счёту, самой его шумной акцией стало новогоднее предложение для малообеспеченных поэтов издать свою книгу за 3000 рублей. Однако, из-за того, что сетературное сообщество не было психологически готово к такой идее, воспользовались акцией всего несколько человек, после чего грянуло повышение цен на полиграфию, и теперь с таким предложением уже однозначно не выступит не только «Литкон», но и никто вообще.
В чём проблема? Всё в том же: большинство поэтов интернета просто не владеют ситуацией в мире литературы, предпочитая жить в мире фантазий, подкармливаемом Стихи.ру и Живым Журналом — очень уютном, но далёком от реальности. Одни из них слишком амбициозны и считают, что издательство само их заметит, после чего на блюдечке с голубой каёмочкой принесёт авторский договор, по которому они опубликуют кучу книжек, заработают свой первый миллиард и войдут в сокровищницу мировой литературы. Другие, наоборот, считая себя не готовыми к конкурентной борьбе за место под солнцем, пытаются совершенствовать своё творчество, на деле всё глубже и глубже увязая во внутрисайтовских интригах, не имеющих отношения к литературе.
Какой же мы имеем результат? Сетевая литература на бумаге практически ничем не представлена. Не считая журнала «Сетевая поэзия», представляющего интересы нескольких крупных интернет-ресурсов, и альманаха «Точка Зрения», являющегося, в своём роде, клубным изданием, периодических изданий, посвящённых сетевой литературе, не существует, а мода на альманахи сетевой прозы, осталась вместе с именами их авторов в 90-х годах.
Вы спросите: сетевая литература не печатается, потому что не пользуется спросом? Я скажу в ответ, возможно, ужасно крамольную вещь. Дело в том, что сетевая литература — это единственная современная некоммерческая литература. И если в нашей стране остались какие-то попытки свободомыслия, то присутствуют они именно на страницах сетевого самиздата.
Другое дело, что любой самиздат обязан подвергаться критике, а амбициозные авторы этого обычно страшно не любят и из всех возможных вариантов своей судьбы предпочитают невынос сора из своей затхлой и заплесневевшей избы с любовно подобранными читателями и приторными рецензиями. Но есть и такие, которые не бояться ни критики в свой адрес, ни ответственных поступков как таковых. И издательство «Литкон» — это именно та организация, которая работает с людьми дела для того, чтобы наши потомки сказали: да, сетевая литература начала двадцать первого века — это было то, что определило облик нашей культуры, несмотря на государственную монополию на свободу слова и общественное сознание вообще.
Сейчас, когда полным ходом идёт подготовка к новому проекту издательства «Литкон» — «Антологии сетевой литературы», необходимо собрать все креативные силы интернета воедино. Этот проект касается не одного-двух-трёх-десятка сайтов (являющихся всё-таки, что бы кто ни говорил, всего лишь посредниками между автором и читателем), а нескольких сотен авторов, каждый из которых имеет свой уникальный поэтический почерк и художественную философию. И, хотя мы знаем, что нам не грозит прижизненная слава и авторский договор на блюдечке, в одном уверены мы чётко: «Антология» останется в российских библиотеках и частных собраниях. А значит — сделает своё дело.
В связи с этим, конечно, возникает масса вопросов. Если «Точка Зрения» — давно существующий и хорошо раскрученный ресурс, то об издательстве «Литкон» этого сказать нельзя даже в припадке буйной фантазии. С разрешения Олега Фирсова, директора «Литкон-Пресс» я привожу некоторые фрагменты из дискуссий на Стихи.Ру, освещающие различные аспекты деятельности издательства (надо сказать, что руководство «Литкона» было вынуждено отвечать на весьма неудобные вопросы — но с честью вышло из ситуации, спокойно и по-деловому объяснив ситуацию на рынке).
Ливингстон, автор Стихи.Ру: Не верю я Вам...
Роман Разлогов, руководитель редакционного отдела «Литкон-Пресс»: Взгляните на раздел "Наши издания" — он начинается именно со сборников авторов Стихов.Ру:
- Марианна Акбашева — http://www.stihi.ru/author.html?mary
- Римма Малова (ГЛУБИНА) — http://www.lito.ru/avtor/glubina
- Олег Фирсов — http://www.stihi.ru/author.html?9518081
К сожалению, серия "Библиотека Стихов Ру" издательства ЛАД закончилась. Посему и было решено попытаться её возродить силами уже московского издательства. Заходите.
Катерина Большова, поэтесса: Какая бумага: типографская, офсетная, газетная (80 г/см2 — мне ничего не говорит)? Почему такой странный формат (А5)? Обычно — 70х90 1/32 и т. п. И почему так дорого — 30 руб. за один экз.? П. С. Роман, а реклама на сайте этих книжек ( http://www.litkon.ru/news.html#4 ) бесплатно или опять за счет авторов?
Роман Разлогов, руководитель редакционного отдела «Литкон-Пресс» : По пунктам :) Реклама вышедших книг на сайте – бесплатно, конечно. Это просто новости компании.
Бумага – офсетная. Формат указан по системе ЕСКД для того, чтобы было понятнее. С учетом полей под обрез наиболее близок к нему формат 60х90/32. Цена подразумевает печать на цифровой машине Duplo. При использовании ризографа будет дешевле, но при этом качество передачи оттенков серого и всяческих градиентных заливок в оформлении (коли таковые будут) резко снизится. При увеличении тиража себестоимость экземпляра также падает. При печати, кстати, тиражом 2000 офсетным способом, себестоимость каждого экземпляра, естественно, будет ниже. Типография, конечно, напечатает и стихи, и каталоги. Типографии всё равно. Но при этом каталоги не требуют издательского пакета – ББК, УДК, ISBN и шифровки авторского знака. Ну, и азбучные истины. Большой тираж сборника стихов современного автора продать через «Библио-глобус» или «МДК» почти невозможно. Это потребует больших сложений в рекламу. Поэтому даже коллективные альманахи издаются за счет авторов. Но я не думаю, что это деньги, брошенные авторами на ветер. В течение 4-го квартала текущего года в издательском плане «Литкона» за счет средств издательства сборники Джэйаны (http://www.lito.ru/avtor/sunset) и Глубины (http://www.lito.ru/avtor/glubina).
Катерина Большова, поэтесса: Спасибо, Роман, за ответы. В текст Договора, на мой взгляд, я бы внесла пункты, в которых был указан срок издания и ответственность Издательства в случае несоблюдения сроков и качества издания книги. Кроме этого, Роман, пересылка тиража наложенным платежом, сами понимаете, увеличивает затраты автора. Москвичи сами подъедут и заберут, а всем остальным гонять тираж по России — накладно, да и почта так работает, что с ней лучше не связываться. Я бы организовала при издательстве отдел продаж. Знаю, что торговать поэтическими сборниками трудно, но все-таки не такое это безнадежное дело. Набрать рекламодателей на последнюю страницу обложки — и снизить стоимость затрат практически до нуля. Тогда отбоя у Вас не будет! П. С. "В течение 4-го квартала текущего года в издательском плане «Литкона» за счет средств издательства сборники Джэйаны и Глубины...". Роман, Вы не описались: "за счет средств издательства"? И, насколько я поняла, Глубина (Малова Римма Задитовна) работник или хозяйка Вашего издательства (сужу по реквизитам Вашего счета).
Олег Фирсов, генеральный директор издательства «Литкон-Пресс»: Уважаемая Екатерина! Срок издания, конечно, в договор внести можно. Вообще, при обсуждении условий с менеджером издания всё оговаривается. Что касается несоблюдения качества издания — этот вопрос решается очень просто. Дело в том, что существует такая стандартная процедура — подписание в печать. Поскольку заказчиком в данном случае выступает автор, подписывает макет именно он. Таким образом, какой оригинал будет сдан в печать, такой будет и книга. Организация отдела продаж потребует от компании внесения изменений в коды ОКВЭД — это сложная и долгая процедура. Согласно уставу Общества с ограниченной ответственностью (коим является «Литкон») мы имеем право заниматься только издательской и рекламной деятельностью, чем и занимаемся, собственно... Готовая продукция, предназначенная для продажи, реализуется через оптовых агентов. Насчет набрать рекламодателей на последнюю страницу обложки. Издания, выпускаемые тиражом 100 -1000 экз. имеют ценность для авторов, относящихся к творчеству серьезно, как основа их персонального портфолио, как возможность заявить о себе в среде литераторов, как способ зафиксировать определенный этап творческого пути. Для рекламодателя же издание тиражом 100 экземпляров, рассчитанное на аудиторию, большая часть которой не способна оплатить 150-200 долларов за сборник, никакого интереса не представляет — отдача будет нулевая (хорошо, если не отрицательная). Загружать менеджеров поиском рекламы на сборники стихов было бы коммерческим преступлением. Вы меня понимаете? Сборники, которые оплачиваются издательством, утверждаются редакционным советом. И здесь уже не имеет значения положение автора, поскольку у нас существует редакционная политика. Скажу, что Римма Малова — не "хозяйка" издательства. Единственным учредителем и директором компании является ваш покорный слуга. Римма Малова — редактор журнала "Домохозяйка", издателем которого является «Литкон». При этом к изданию сборников стихов она отношения не имеет и выступает только в качестве автора. А вот Роман Разлогов является руководителем нашего редакционного отдела. :)
Катерина Большова, поэтесса: Какая Спасибо большое, Олег, за Ваш обстоятельный ответ! "Для рекламодателя же издание тиражом 100 экземпляров, рассчитанное на аудиторию, большая часть которой неспособна оплатить 150-200 долларов за сборник, никакого интереса не представляет — отдача будет нулевая (хорошо, если не отрицательная)". Не уверена. Как подать, так сказать, "упаковать" все это. Несколько лет тому назад издательство "Красная Площадь" подарила первоклашкам Москвы "Азбуку", изданную за счет спонсоров. Кстати, при издании этой "Азбуки" произошел типографский ляп: перепутали порядок — за буквой Д, кажется, "Ъ" шел. А в макете все было правильно. Печатали в Финляндии, вот и перепутали. Хорошо, что не весь тираж так напечатали, а только первый завод. Пришлось Александру Лаврину сказку сочинить про наглый "Ъ", а потом бедные барышни вкладывали листок с этой сказкой в эту "Азбуку".
Успехов Вам и Вашему издательству!
*
Чтобы прояснить вопросы, оставшиеся за пределами данной дискуссии, я задал ряд вопросов лично Олегу Фирсову.
Олег, каким образом появилось твоё издательство, и каким образом к нему относится сетевая литература?
Олег Фирсов: История «Литкона» берет свое начало в 1994 году, когда студентами первого курса Строительного факультета Московского государственного университета природообустройства (МГУП) было организовано неформальное литературное объединение «Новое слово». Эти студенты — Алексей Самойлов и ваш покорный слуга, два 17-летних тогда автора, которые считали себя поэтами, оказавшиеся в одной группе. Кроме того, в существовании «Нового слова» важную роль сыграл Роман Разлогов (мой сосед по московскому району Свиблово) — он никогда не писал стихов, но всегда был удивительным генератором идей. В 1994 году он торговал книгами на станции метро Новослободская. В течение 1994-2002 годов участниками «Нового слова» было издано около двух десятков сборников произведений современной русской поэзии. Сперва эти проекты реализовывались на частные средства авторов, а с 2000 года производственной базой «Нового слова» стало ярославское издательство «ЛАД». ЛАД — это Лаптев Алексей Дмитриевич — ярчайший поэт, музыкант и один из людей, стоявших у истоков сайта Стихи.Ру. Именно в чате «стихиры» и произошло «историческое знакомство». Дело в том, что в 2000 году Стихи.ру представляли собой ресурс, от которого просто невозможно было оторваться — там общались яркие и талантливые люди, рождались творческие и деловые партнерства, и там было не так много народу. И «ЛАД» со своей программой «Библиотечка сайта Стихи.Ру» (http://www.litkon.ru/stat/lad.htm) оказался тогда очень своевременным. Я был одним из авторов, которые воспользовались возможностью издать книжку за 2000 рублей. Кроме меня, рядового, в общем, автора, в этой серии были изданы книжки Дмитрия Л., Виктора Ганча, Светланы Бодруновой, Геннадия Неймана; эти авторы — настоящие классики современной поэзии. Позже, серия ЛАДа кончилась, а в моей жизни возникла перспектива открытия фирмы. Какую фирму открывать, особых сомнений уже не было. В 2003 году литобъединение «Новое слово» стало основой и главной движущей силой молодого, энергичного и целеустремленного издательства «Литкон». К сожалению, само «Новое слово» больше не существует. Коммерческая деятельность не оставила времени для творчества. Зато мы издаем других поэтов… Иными словами, сетевая литература — это школа, через которую прошли основатели Литкона. И в идеале, нашей целью является возрождение атмосферы и ситуации 2000 года, когда сложились все предпосылки к тому, чтобы начался второй Серебряный век… Почему этого не произошло — отдельный вопрос.
Почему ты считаешь, что поэт непременно должен быть опубликован именно на бумаге? Не достаточно ли одних средств Интернета?
Олег Фирсов: Я считаю, что бумажные публикации по-прежнему незаменимы. В этом смысле я солидарен с позицией Сергея Лукьяненко. Не стоит переоценивать интернет. Сеть — это хранилище информации, набор современных и удобных сервисов, облегчающих общение, и не более. Интернет — это не среда обитания человека. Все творческое наследие какого-либо сетевого автора может быть уничтожено одним лишь сбоем на сервере хостинга — и что от этого автора останется? Или спросите любого посетителя книжного магазина, кого из сетевых авторов он знает — угадаю, даже не с трех раз, что он вам ответит…
Сравнив прайс-лист «Литкона» с прайс-листами других издательств, нетрудно убедиться, что цены издательства низки настолько, что его трудно заподозрить в достижении хоть какой-то материальной выгоды. Значит, активная деятельность в сфере сетевой литературы имеет какие-то иные, возможно, более важные цели?
Олег Фирсов: Как я уже заметил, более важная цель — второй Серебряный век русской литературы. Это программа-максимум, конечно. Программа-минимум — качественные и достойные книги современных авторов.
Каковы шансы на успех на выполнение этой программы?
Олег Фирсов: Программа-минимум уже реализуется. Программа-максимум зависит не только от нас. С этой точки зрения, сколько бы непоследовательно это не звучало, нам не обойтись без интернета. В этом смысле сеть — незаменимое средство коммуникации. Если до рядового читателя имена современных авторов можно донести лишь посредством книги, то создать среду общения между самими авторами наиболее эффективным способом можно именно в интернете. Успех серии издательского дома ЛАД обусловлен именно тем, что предложение было опубликовано на сайте Стихи.Ру. Стихира была в тот момент не столько невообразимой свалкой продуктов эпистолярного жанра, сколько интерактивным литературным журналом, где авторы имели возможность опубликоваться, обсудить произведения, пообщаться друг с другом, назначить встречи в реальных человеческих условиях. При личных встречах авторы обменивались своими сборниками – это были своего рода визитные карточки. Сегодня, собственно говоря, я могу вспомнить именно тех, чьи книжки у меня остались… Также, к сожалению, серия ЛАДа, также как и периодические сборники Игоря Сазонова, которые издавались по результатам конкурса НЛС, не дошли до читателя, как такового. Все книжки осели в библиотеках авторов той же НЛС. Именно это упущение мы учитываем, планируя реализацию своих сборников. Что же касается сегодняшнего положения на ресурсах НЛС и им подобным, то на мой взгляд речи о творческой атмосфере там уже не идет. Стихи.ру превратились в обыкновенную свалку текстов. «Термитник поэзии» превратился в некую закрытую "секту". Иные ресурсы выбрали генеральной линией коммерцеализацию — в этом случае о творческой среде тоже говорить не приходится. А на корпоративных сайтах литературных объединений типа «Рука Москвы» и «Пиитер» существует определенная корпоративная же цензура, поэтому творческой атмосферы там быть не может по причине отсутствия плюрализма. Но, если для формализованных ЛИТО это простительно и даже нормально, то для сайта, заявляющего о возможности свободной публикации произведений любыми авторами, подковерная цензура — это показатель глубокой коррозии. Если говорить о стратегическом партнерстве, то сегодня мы возлагаем большие надежды на «Точку зрения». Я считаю, что из современных интерактивных литературных интернет-журналов именно ТЗ способна стать продолжательницей лучших традиций и атмосферы «стихиры» 2000 года.
Чем на твой взгляд «Точка Зрения» так выгодно отличается от других сайтов (два слова)
Олег Фирсов: «Точка Зрения» — это разумный баланс между журналом со свободной публикацией и виртуальным представительством формализованного литературного объединения. Поэтому ей не грозит «замусоривание» графоманскими «потоками сознания» — с одной стороны. В то же время, «Точка Зрения» достаточно демократична — там уютно чувствуют себя самые разные в стилистическом плане авторы. Кроме того, на ТЗ уже сейчас сформирована великолепная коллекция произведений современной русскоязычной литературы — именно эти произведения необходимо публиковать и активно продвигать на книжном рынке. Именно для целей сотрудничества издательства «Литкон-Пресс» и электронного журнала «Точка зрения» сейчас разрабатываются несколько издательских проектов, о которых общественность, думаю, узнает в ближайшее время.
В чём заключается проект «Антологии сетевой литературы»?
Олег Фирсов: Стратегическая цель «Антологии» совпадает со стратегическими целями издательства. Тактическая — собрать сборник, который не стыдно показать заинтересованным лицам (в случае успеха мы планируем привлечь в проект «Антологии» инвестиции). Организовано всё будет следующим образом: с 1 марта начнётся подача работ для участия в конкурсе на участие в Антологии (оценивать работы будет редакция «Точки Зрения», профессионально организовавшая уже не один подобный конкурс). Если работа будет принята к участию, автору надо будет сдать организационный взнос в размере 500 рублей. После выпуска «Антологии» автор получит на эти деньги соответствующее количество экземпляров.
Каким образом будет освещаться ход проекта?
Олег Фирсов: В течении всего конкурса мы будем работать в плотном контакте со средствами массовой информации — в первую очередь, оффлайновыми: радио и телевиденьем. Кроме того, мы приглашаем к сотрудничеству и серьёзные интернет-проекты (в числе главных партнёров мы рассматриваем, в первую очередь, уже зарекомендовавшие себя литературные проекты — такие, как, например, «Сетевая Словесность»).
*
Чем можно закончить эту, довольно стихийно написавшуюся статью? Следите за новостями на «Точке Зрения»! Издательские проекты — это далеко не всё, что приготовили для наших пользователей в 2005 году.
Код для вставки анонса в Ваш блог
|