h Точка . Зрения - Lito.ru. Евгений Родин: Евгений Родин против Эдуарда Лимонова (Критические статьи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Евгений Родин: Евгений Родин против Эдуарда Лимонова.

Статья Евгения Родина о творчестве Эдуарда Лимонова закамуфлирована под изложение мнения автора о творчестве Лимонова. Но авторское ИМХО - это лишь отговорка, за которой скрывается не только анализ произведений, но и попытка составить психологический портрет писателя.

Вам судить - удачная или неудачная. На мой взгляд, она имеет право на жизнь.

Редактор отдела критики и публицистики, 
Алексей Караковский

Евгений Родин

Евгений Родин против Эдуарда Лимонова

Лимонов и пустота.

В последнее время так часто стали говорить, что Лимонов – великий русский писатель, что он, похоже  и сам стал в это верить. Он ведет себя так, будто рядом с ним и поставить уже некого. Толстой – запорен, Чехов – тошнотворен. Достоевский? Кто такой Достоевский. Лимонов сам Достоевский. И сам собой возникает вопрос. А кто такой Лимонов? Да, это вопрос из серии «Сам дурак», «А ты, кто такой?»  и т.д. и т.п.  Но, извините, Эдуард. За что боролись, на то и напоролись.
***

Своим первым серьезным произведением «Это я – Эдичка» Лимонов громко заявил о себе. Но даже в самом этом названии весь Лимонов. Можно не читать дальше, но прочитав название романа, скажешь сразу. Автор самолюбив и закомплексован. Первая часть фразы «Это я» дает посыл к мощному, сильному, сочному завершению. И вдруг это жалкое, сопливое, слезливое «Эдичка». В этом «Эдичке» и кокетство и жеманство, но более всего жалостливая просьба. Любите, любите же меня. Ну, пожалуйста.
Лимонов умный мужик. И в глубине души его спрятан тот комплекс неполноценности, который не дает ему покоя и по сей день. Он прекрасно осознает всю необоснованность своих претензий на гениальность, на суперсексуальность, привлекательность. Но ему надо держать темп, сохранять хорошую мину при плохой игре. А игра действительно плоховата. Кто он сейчас. Лидер молодежной партии в 60 лет? В эти годы пора уже уходить на пенсию с какой-нибудь серьезной взрослой должности. Да, в советское время были такие руководители комсомола, которым не находилось места в партийном или профсоюзном аппарате и они до седых волос рапортовали : «Мы – молодежь…». Но разве такую перспективу видел Лимонов возвращаясь в Россию? Он приехал сюда возглавлять, учить, показывать как надо. Но нет благодарных слушателей. Лимонов владеет словом, он неглуп, но таких много. Все попытки его выставить себя вождем, Мессией, великим писателем бесперспективны. Не потому, что аудитория тупа, а потому что Лимонов не мессия, не великий писатель, не вождь. И самое страшное для него, это то, что он сам это осознает.  И пытается приподнять значение собственной личности. Когда умер Жан Жене, то именно Лимонову поручили писать некролог. Он повторяет это несколько раз. Но сколько ни говори «халва» во рту слаще не станет. Наш читатель не знает, кто такой Жан Жене. Теперь то, конечно знает. Жан Жене? Ну, как же? Это тот, которому Лимонов писал некролог. Жалкими выглядят ссылки Лимонова на участие в исторических событиях. Он, видите ли участвовал в забастовке, посвященной снижению расценок на заводе. Представляю себе эту забастовку, про которую никто не слышал. Если бы эта забастовка была серьезной, то Лимонова не в Америку бы поехал, а в Магадан. При Советской власти расценки у рабочих просто так никогда не снижались. Это полная лажа и вранье. Самое главное, что проверке это не подлежит. И вешает свою лапшу Лимонов молодым пацанам и девчонкам, которые в том времени не жили. Правил и порядков того времени не знают. Так вот, к сведению господина Лимонова. В СССР директор завода не мог самостоятельно снизить расценки. Было единое нормирование по всей стране. И снижение расценок могло, например, быть связано с введением новой техники. Разумеется, что снижение расценок не то событие, которое может нравиться. Допускаю, что рабочие, которые вместе «винищу пили» собрались и пошумели по этому поводу. Это бывает. Допускаю, что сделали они это во время рабочего дня. Вместо того, чтобы козла в домино забивать.
Но никакого отношения к забастовке в традиционном ее понимании это не имеет. Умойтесь, господин Лимонов.
А зачем Лимонов уехал из СССР? Его же все устраивало, кроме, как он пишет, недостатка свободы в искусстве. Мог бы и потерпеть, ради того, чтобы не разваливать СССР.  Интересно, а что  устраивало Лимонова? Устраивали бесконечные партийные собрания? Устраивали принудительные субботники? Насколько я помню, в смысле бытовой ухоженности и внешнего вида, тогдашнее чиновничество было не в пример зачуханнее нынешнего. Как бедняжка Лимонов выдерживал все это смешение тройного одеколона, перхоти и запаха пота?! Видимо как-то выдерживал, раз его все это устраивало.  Интересно. Бастовал то он против низких расценок, а не против Горького или Семена Бабаевского. А что же конкретно его не устраивало?  Про что запрещали писать? Судя по творчеству Лимонова, про гомосексуальные связи и матерщину. Так что же? Бросить Родину только из-за этого?
Мелочно все это, господин Лимонов.
И что же такого героического совершил Лимонов? Где-то пострелял, где-то нарядился в военную форму, где-то сфотографировался с какими-то военными. И в тюрьму его посадили за то, что он и еще несколько человек с оружием пытались свергнуть власть в Казахстане. А, как они сами говорят, вроде бы и оружия не было. Что это? Записки сумасшедшего? Театр абсурда? Детский сад? Что угодно, но не серьезная политика.
Лимонов очень не любит русскую литературу. И это вполне понятно. Потому что русская литература показала, обнажила, осудила Лимоновых. «Тварь я дрожащая, или право имею?» - вопрошал Раскольников. Имею право, отвечает на этот вопрос Лимонов и становится в один ряд с Верховенским, Ставрогиным. Для Лимонова важна поза. «О, какая красивая смерть!» - это  позер Наполеон из «Войны и мира» Толстого. Это о Лимонове и про Лимонова. «Что делает человек чтобы спрятать мертвый лист? Он сажает мертвый лес» – это уже Г.К. Честертон.
Чтобы спрятать свое пижонство, истинные мотивы своих поступков Лимонов пытается посадить мертвый лес в литературе. Даже не лес. Пустыню. Нет, не было никого до Лимонова. Вот разве что Гоголь. Ну да. Двое их. Лимонов и Гоголь. И пустота.

    Я пришел дать вам в морду.

Лимонов не любит русский народ. Народ отвечает ему равнодушием. Наш народ гораздо более терпим к Лимонову, чем Лимонов к народу. Русский народ Лимонова уродом и козлом не называл.
Лимонов же в выражениях не стесняется. Как известно, люди ненавидят других не за то зло, что им сделали, а зато добро, что им не сделали, но по их мнению должны были сделать. Что может поставить Лимонов в вину русскому народу? Только то, что он не делает ему того добра, которое по мнению Лимонова должен бы сделать. Один из кумиров Лимонова – Че Гевара. Тот тоже считал, что может чему-нибудь научить боливийский народ. Поэтому и поперся туда с группкой соратников. В Боливии, кстати сказать, живут и русские люди. Старообрядцы. Занимаются сельским хозяйством. Женятся. Рожают детей. Что мог дать им Че Гевара? Чему научить? Почему они должны испытывать к нему уважение? Потому, что у него есть автомат? У его противников оказалось автоматов побольше. Че Гевара, которому Фидель поручил возглавлять Национальный Банк, не справился с поручением. Он ничего не умел, кроме как стрелять и выступать на митингах. Но это не смущало Че. Зачем что-то знать и уметь, когда у тебя автомат? Он же лучше знал, что нужно боливийскому крестьянину.
Надо полагать, что к французскому народу Лимонов испытывает большее уважение. Правда, непонятно почему. Ведь французский народ тоже не пошел на баррикады. Может быть, потому, что назови Лимонов французов козлами и уродами, въезд во Францию ему был бы запрещен? Мы можем только гадать.
Да. Мы русские долго запрягаем. Мы живем в огромной холодной стране и не можем себе позволить  зажигать яркое пламя. Мы вынуждены беречь силы, беречь дрова. Мы не можем позволить себе очертя голову броситься вслед за Лимоновым только потому, что вид крови доставляет ему эстетическое наслаждение. Мы молимся разным богам. Лимонов – Смерти, а мы – Жизни. Кстати, господин Лимонов, если Ваш бог – Смерть, то почему вы продолжаете служить дьяволу?
И мы, русский народ победили кумиров Лимонова, гитлеровцев. Стало быть, мы круче.
Лимонов и его НБП очень любят швырять во всех майонезом. Не выбрасывайте весь. Оставьте себе баночку, Эдуард. Кто Вас всухую хавать – то будет?
Я никогда не мог понять одного. Почему человек, который жаждет дать всем в морду, так обижается, когда получает сам. Блин, за что же нас побили? Но ведь вы сами ненавидите эту демократию, вы восхваляете Сталина, Гитлера, Мао? Меня всегда поражало то, что сторонники крепостного права считают, что они непременно будут помещиками. Нате, выкусите! А крепостными крестьянами не хотите?
Сам Лимонов тоже не очень любит получать в морду. Ему в тюрьму нельзя. Возраст, знаете ли. «Сергей, если ты сломаешься, меня вынесут вперед ногами. – Я не сломаюсь, Эдуард». Бедный Сергей. Жалкий Эдуард.  
Есть что-то жалкое во всем его облике. Сквозь показной эпатаж лимоновских статей, так и слышится.  «Уроды! Козлы! Ну любите же меня, любите. Ну, что вам стоит, скоты?!».

       Фантазии Лимонова.

Читать последние вещи Лимонова не хватает терпения. Он не пишет. Он вещает, глаголет, речет. Он сам себя знает, сам. Он везде, везде.
Вот он пишет о том, сколько надо потреблять хлеба. А вот, о том, сколько мяса. Какие фильмы можно снимать, а какие – нет. Как изучать историю и т.д. и т.п. Бесконечный поток из полезных советов. Лимонов сам мера всех вещей. Не только для себя. Для всех.
Он путает вымысел и реальность. Его книга «Другая Россия» с политической точки зрения – полный бред. Но разве можно ее воспринимать, как документальную книгу?
Нет, художественное и документальное слились у Лимонова в одно. Реальность для него –это полигон для реализации его желаний. Но и сама реальность может для него реализоваться в мечтах. Типичный комплекс онаниста со стажем.
Все литературные пристрастия Лимонова спонтанны, случайны. Он не имеет систематического образования. Его любимый писатель Мисима, по его собственному признанию попался на глаза ему ненароком, когда он, то ли сидел на унитазе, то ли мимо проходил. У него типичная журналистская мания. Журналист по роду своей профессии обязан иметь свое суждение по самым разнообразным вопросам. И в один момент он может возомнить себя гением, имеющим право судить все.
Вся проза Лимонова – это типичные журналистские очерки. Это беллетристика. Для него газета «Лимонка» - это образец прессы. И этот человек ненавидит серость? «Лимонку» невозможно долго читать. Все номера газеты – это одно и то же с разными вариациями. В ней печатаются члены НБП. Они тоже все считают себя гениями, как Лимонов.  Курьеры, курьеры, тридцать пять тысяч одних курьеров. Это из любимого им Гоголя. Здесь же тридцать пять тысяч одних гениев. Все подражают Лимонову. Все рифмуют кровь- любовь. Все очень талантливые. По крайней мере, некоторые так говорят. Все считают себя способными на большее. Что это – большее, не знает никто. «Вечно подающие надежды» - говорят о таких. Но Лимонов и лимоновцы подают не надежды, а угрозы.
Ужо вот мы придем к власти, мы вам покажем. Ужо мы вас всех осчастливим. По- видимому, мелочность и пижонство, это отличительная черта всей партии.
Мне жаль Лимонова. Пенсионер в коротких штанишках.  «Юность я износила до дыр, но привыкла и жалко снимать» - сказала Татьяна Бек. Это и о Лимонове. Он все пытается выскочить из своего возраста. Успеть в уходящий поезд. Все еще держится за поручни, не замечая, что они из бумаги. Остановитесь, присядьте, подумайте, Эдуард.
Вам 62, а что Вы совершили? Да, у вас есть ученики, но учения Вы не создали. Вы считаете себя писателем равным Достоевскому, да не равным, а неизмеримо выше. Задайте себе вопрос.  Что будет после Вас? Как будут Вас вспоминать? Какие книги? Статейки – однодневки? Рассуждения о том, как надо питаться? Ругань?
Про Вас будут вспоминать, как про соседа, который докучал игрой на трубе по ночам и заявлял, что сочиняет симфонию, а после его смерти нашли какие-то обрывки нотной бумаги, да и все.
Да Бог с вами, а партия? Те ребята, которым Вы дали уверенность в том, что они всегда и во всем правы. Куда они пойдут с такой правотой?  Ведь для них просто слетать в космос уже мелко. Да, те, которые поближе к верхам пристроятся в политике. Кто-то будет горделиво говорить, что он вот тот, который про самого Лимонова некролог написал. А остальные? В бандиты? Вы предложили им роль гениев. Но не может быть десять тысяч гениев. Тем более, что все они пишут, как Вы, подражают Вам. А подражатель заведомо не гений. Да и Вы не самый лучший образец.
Не самый плохой, но и не лучший.
Да и разве может художник навязывать свои взгляды на государственном уровне? А Вам хочется навязать. Уже одно то, что свой «кружок любителей Лимонова» Вы назвали партией и пытаетесь пролезть во власть уже о многом говорит. А почитать «Лимонку» так нетерпимость и агрессия прет из всех щелей. Так прямо и говорят, что навяжем свои взгляды, осчастливим насильно. Есть непризнанные художники, а есть непризнанные чиновники. Вы все больше и больше из категории первой переползаете во вторую.  Самое главное, что Ваши претензии не имеют под собой никаких оснований. Вы нигде и ничему не учились. Вся Ваша деятельность это сплошные дебоши и позерство. Ваш идеал, это хунвейбины Мао, которые нанесли такой урон Китаю, что он десятилетия не мог восстановиться.
Да, нынешняя система нуждается в реформации. Но не в той, когда места специалистов займут полуграмотные, но очччень талантливые молодые люди с маузерами. Очень талантливая молодежь может быть призвана во власть, если руководить ей будет знающий и вменяемый лидер. Вы, господин Лимонов, можете отнести себя к таким? Вы же ни о чем не имеете профессионального представления. Целую тираду Лимонов посвятил налогу на добавленную стоимость, который он, почему-то вынужден платить. Но он даже не поинтересовался тем фактом, что физические лица данный налог не платят. Слышал звон, да не знает где он. И так во всем. Вся программа, все литературные и политические суждения Лимонова, это он сам. Он словно выворачивает себя наизнанку и предлагает нам, простым людям эти внутренности. Нам не нужен паштет из Вашего ливера. Намазывайте его на булки своим «нерожалым девкам» из Вашей партии. Для них,  вероятно, нет занятия круче, как восхищаться вашим содержимым.
Лимонову не повезло. Он родился не в то время и не в той стране. Пытался реализовать себя не в том качестве и опять же не в тех странах. В какое же время и где ему нужно было родиться? А хрен его знает. Тут не угадаешь. Мне кажется, что тут дело в отношении к жизни. Один мальчик очень хотел иметь собственный остров. Прошло время и мечта сбылась. Но счастья она ему не принесла. Мальчика звали Наполеон.
О, если б можно было прожить несколько жизней! Если б знать заранее, чем могут закончиться все твои мероприятия и не тратить на них время понапрасну. Лимонову кажется, что вот здесь то вот именно в этом месте ждет его удача, фарт. Нет, не ждет. Ага, значит здесь. И опять промах. Ну, здесь то уж точно. И снова неудача.
Он слишком умен, чтобы быть похожим и недостаточно хитер, чтобы притворяться. Он торопится жить, торопиться написать много, на все темы, по делу и не по делу. Словно хочет успеть написать столько, чтобы история не смогла его потом проигнорировать. Он становится навязчив.
Ну, полюбите, полюбите же его таким, каков он есть! Нет, не любят. И я не люблю.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Евгений Родин
: Евгений Родин против Эдуарда Лимонова. Критические статьи.

22.03.05

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275