Дмитрий Гендин: Сумерки любви и торжество разврата (Гл 1.).
Сказать, что статья субъективная, значит, ничего не сказать. Она местами и повышенно эмоциональная, агрессивная. Даже напоминает речь на митинге, когда говорят лозунгами, повторяя их вновь и вновь. Однако жанр статьи - письменный, то, что в устной речи звучит как нормальный ораторский прием, в письменном виде скорее снижает эмоциональный эффект, упрощает сам замысел автора. Если повторять, что мир катится в пропасть, снова и снова, вряд ли читатели больше проникнутся чувствами автора.
"У Бунина, сама жизнь которого была развратом, порнография сплошь и рядом. Это и «шалаш» в «Митиной любви», это и «Лёгкое дыхание», рассказ о шлюхе, которую вполне справедливо пристрелили (лёгкое дыхание как синоним лёгкого поведения), «Натали», где герой разврат предпочитает любви, хотя и раскаивается потом, это «Руся» и «Таня», где полно грязных намёков и просто порнографических сцен и словосочетаний, это «Частый понедельник», который суть грязный понедельник, когда будущая монашка отдаётся какому-то буржуа", - утверждает автор. Но это его право на прочтение, как и на право оценивать, почему Бунину дали Нобелевскую премию.
Набоков выступает здесь (что меня потрясло) как обличитель пороков и духовный антипод Бунина:
"Чрезмерное сексуальное влечение для Набокова вообще не существовало (ни в жизни, ни в творчестве). Для него существовали страсти и пороки, которые он бичевал в своём искусстве".
Дело в том, что [b]способность[/b] к духовной любви, о которой мечтает автор, дана очень немногим людям, ее всегда в мире будет меньше, чем физиологической, и вряд ли тут можно что-то изменить. Пафос церкви мне представляется не менее спорным, чем фрейдистское учение. Вполне возможно, что мир не становится лучше или хуже, просто более или менее лицемерным. Но кто знает?..
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Наталия Май
|